5. КРАТЕТ
.5. КРАТЕТ
Кратет, сын Асконда, фиванец. Он тоже был одним из славнейших учеников Пса (хотя Гиппобот и говорит, будто он учился не у самого Диогена, а у Брисона Ахейского). От него сохранились такие шутливые стихи:
Некий есть город Сума посреди виноцветного моря,
Город прекрасный, прегрязный, цветущий, гроша не имущий,
Нет в тот город дороги тому, кто глуп, или жаден,
Или блудлив, похотлив и охоч до ляжек продажных.
В нем обретаются тмин да чеснок, да фиги, да хлебы,
Из-за которых народ на народ не станет войною:
Здесь не за прибыль и здесь не за славу мечи обнажают
Есть у него и пресловутая "Поденная запись" с
такими стихами: Получит драхму врач, но десять мин – повар; Льстецу талантов – пять, но ничего другу; Философу – обол, зато талант – девке. У него было прозвище Дверь-откройся за его обычай входить во
всякий дом и начинать поучения
Все, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь Музы, Стало моим; а иное богатство накапливать тщетно
и о том, что философия его научила Жевать бобы и не знавать забот. Известны и такие его стихи: Чем излечиться от любви? Лишь голодом И временем, а если нет – удавкою. Расцвет его пришелся на 113-ю олимпиаду. Антисфен в
"Преемствах" говорит, будто к кинической философии он обратился,
когда увидел в какой-то трагедии Телефа в жалком виде и с корзиночкой в руках
Он, как Кратет, зимой одет во вретище, А летом бродит, в толстый плащ закутавшись. Диокл сообщает, что Диоген убедил Кратета все свои земли
отдать под пастбища, а все свои деньги бросить в море
Деметрий Магнесийский сообщает, что свои деньги Кратет
положил у менялы, договорившись так: если его дети будут, как все, тот отдаст
им деньги, если же они станут философами, то раздаст деньги народу, потому что
философам деньги не надобны. А Эратосфен сообщает, что от Гиппархии (о которой
будет речь далее) у него был сын по имени Пасикл, и когда он стал юношей, то
Кратет отвел его к блуднице и сказал: "Так и отец твой женился". Кто
блудит, как в трагедиях, говорил он, тому награда – изгнание и смерть; а кто
блудит, как в комедиях, с гетерами, тот от пьянства и распутства выживает из
ума. У него был брат Пасикл, ученик Евклида. Забавную шутку его приводит Фаворин (во II книге
"Записок"): Кратет, заступаясь за кого-то перед начальником гимнасия,
ухватил его за ляжки, тот возмутился, а Кратет сказал: "Как? Разве это у
тебя не все равно, что колени?"
Невозможно, говорил он, найти человека безупречного: как в
гранатовом яблоке, хоть одно зернышко да будет в нем червивое. Кифареда Никодрома он довел до того, что тот разбил ему лоб;
тогда Кратет положил на рану повязку с надписью: "Никодромова работа"
Блудниц он бранил неустанно, приучая этим и себя терпеть
поношения. Деметрий Фалерский послал ему хлеба и вина – он стал попрекать его и
воскликнул: "Ах, если бы источники текли и хлебом!" – ибо, конечно,
пил он только воду. Афинские блюстители порядка наказали его за то, что он был
в сидонской ткани
В Фивах его однажды выпорол начальник гимнасия (а иные
говорят, что это в Коринфе его выпорол Евтикрат), и, когда его уже тащили за
ноги, он сказал как ни в чем не бывало: Ринул, за ногу схватив, и низвергнул с небесного прага
Впрочем, Диокл говорит, что за ноги тащил его Менедем
Эретрийский: дело в том, что Менедем был хорош собою и слыл любовником
Асклепиада Флиунтского, и вот однажды, ухватив Менедема за ляжку, Кратет
провозгласил: "Вот где Асклепиад!" Менедем рассвирепел и поволок его
прочь, а он на это произнес вышеприведенные слова. Зенон Китийский в "Изречениях" сообщает, что к
своему плащу он пришил напоказ овчину; выглядело это безобразно, и в гимнасии
все над ним смеялись, а он то и дело восклицал, воздевая руки к небу:
"Смелей, Кратет, и верь глазам своим и телу своему: сейчас они смеются над
твоим видом, а скоро скрючатся от болезней и станут тебе завидовать, а себя
ругать за свою лень!" Заниматься философией, говорил он, нужно до тех пор, пока не
поймешь, что нет никакой разницы между вождем войск и погонщиком ослов. Кто
окружен льстецами, говорил он, тот одинок, как теленок среди волков: ни там, ни
здесь ни в ком вокруг содействия и во всех вражда. Почуяв смерть, он спел над собою такие стихи: Спешишь, горбун, в аидовы обители... (потому что на старости лет он и вправду стал горбат). Александр спросил его: "Хочешь, я восстановлю твой
город?" Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа