2. ЭМПЕДОКЛ
.2. ЭМПЕДОКЛ
Эмпедокл (по словам Гиппобота) был сын Метона и внук
Эмпедокла из Акраганта. Это подтверждает и Тимей (в XV книге
"Истории"), добавляя, что Эмпедокл, дед поэта, был человеком
знаменитым; с ним согласен в этом и Гермипп. Гераклид (в книге
"О болезнях") сходным образом сообщает, что поэт был из
блестящего рода, ибо дед его разводил скаковых коней; и Эратосфен в
"Олимпийских победителях", ссылаясь на Аристотеля, подтверждает, что
Метонов отец одержал победу в 71-ю олимпиаду
Метонов сын, по Главкову свидетельству, В недавно лишь основанные Фурии Переселился... И далее: Кто утверждает, будто он в изгнании Явился к сиракузянам, с которыми Шел на афинян
Его тогда или в живых уж не было, Иль был он дряхлым старцем, что сомнительно, – сомнительно, ибо Аристотель и Гераклид утверждают, что он
умер в шестьдесят лет. Стало быть, победивший на 71-й олимпиаде был Ему ристатель дедом-соименником. Так что заодно Аполлодор указывает и время этого случая. Впрочем, Сатир в "Жизнеописаниях" утверждает, что
Эмпедокл был сын Эксенета, сам родил сына Эксенета и в одну и ту же олимпиаду
сам одержал победу в скачках, а сын его в борьбе (или в беге, как пишет Гераклид
в "Обзоре"); а в "Записках" Фаворина я прочел, будто для
священных послов Эмпедокл принес в жертву быка из меда и ячменной муки
Что был он из Акраганта в Сицилии, о том он сам говорит в
зачине "Очищений": Други! О вы. что на склонах златого холма Акраганта Град обитаете верхний...
О его происхождении сказанного достаточно. О том, что он был слушателем Пифагора, говорит Тимей в IX
книге, добавляя, что при этом он был, подобно Платону, уличен в присвоении
учения и отстранен от занятий. Он и сам упоминает Пифагора в таких словах: Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем, Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным... (Впрочем, некоторые относят эти слова к Пармениду.) А Неанф
говорит, что до Филолая и Эмпедокла в учениях принимали участие все
пифагорейцы; когда же Эмпедокл обнародовал их в своей поэме, было положено
никакого стихотворца к ним не допускать. (То же самое, говорят, случилось и с
Платоном, который тоже был отлучен.) Но кого именно из пифагорейцев слушал
Эмпедокл, о том Неанф не говорит, а так называемое послание Телавга о том,
будто он учился у Гиппаса и Бронтина, недостоверно. Феофраст утверждает, что он был приверженцем Парменида и
подражал ему в стихах – ибо Парменид тоже издал в стихах книгу
"О природе". А Гермипп утверждает, что он был приверженцем не
Парменида, а Ксенофана, и жил при нем, и подражал ему в стихах, а с
пифагорейцами встретился лишь позднее. Алкидамант говорит (в речи "О природе"),
что Зенон и Эмпедокл были одновременно слушателями Парменида, а потом покинули
его, и Зенон стал философствовать по-своему, а Эмпедокд пошел слушать
Анаксагора и Пифагора, одному из них подражая в достоинстве жизни и облика, а
другому – в изучении природы. Аристотель говорит (в "Софисте"
И еще пишет Сатир, будто Горгий сам говорил, что
присутствовал при чародействе Эмпедокла, и будто Эмпедокл сам заявляет об этом
и о многом другом в таких своих стихах: Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют: Только тебе одному я открыть это все собираюсь. Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь, Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят; Если ж захочешь – обратное вновь их воздвигнешь дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро, В летнюю засуху зелень питающий вызовешь ливень: Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю. Даже усопшего мужа вернешь из чертогов аида! Тимей в XVIII книге говорит, что многое в нем вызывало
удивление. Так, когда пассатные ветры дули так сильно, что портились плоды, он
приказал содрать кожу с ослов и сделать меха, которые он расставил вокруг
холмов и горных вершин, чтобы уловить ветер; и ветер унялся, а Эмпедокл получил
прозвание "ветролова". А Гераклид в книге "О болезнях" говорит, что
он рассказал Павсанию о бездыханной женщине, – Павса-ний этот, по словам
Аристиппа и Сатира, был его любовником, и это ему посвятил Эмпедокл поэму
"О природе" следующими словами: Слушай меня, о Павсаний, премудрого отпрыск Анхита! и сочинил такую надпись: Врач знаменитый Павсаний из племени Асклепиадов Был от Анхита отца в Геле родимой рожден, Чтобы премногих мужей, изнуряемых тяжким недугом, Вспять отвратить от дворца, где Персефона царит
А тело той бездыханной женщины, говорит Гераклид, сохранял
он целых тридцать дней без дыхания и без биения крови; и за это Гераклид
называет его не только врачом, но и волхвом, заключая это из следующих стихов: Други! о вы, что на склонах златого холма Акраганта Град обитаете верхний, ревнители добрых деяний, Ныне привет вам! Великому богу подобясь средь смертных, Шествую к вам, окруженный почетом, как то подобает, В зелени свежих венков и в повязках златых утопая, Сонмами жен и мужей величаемый окрест грядущих, В грады цветущие путь направляю; они же за мною Следуют все, вопрошая, где к пользе стезя пролегает; Те прорицаний желают, другие от разных недугов Слово целебное слышать стремятся, ко мне обращаясь. Акрагант он здесь называет великим, говорят, потому, что
жителей в нем до восьмисот тысяч, а живут они в такой роскоши, что Эмпедокл
сказал: "Акрагантяне едят так, словно завтра умрут, а дома строят так,
словно будут жить вечно!" Сами же эти стихи, "Очищения", были
оглашены на Олимпийских играх рапсодом Клеоменом (как о том пишет Фаворин в
"Записках"). Был он, по словам Аристотеля, свободолюбив и чуждался всякой
власти: так, он отверг предложенную ему царскую власть, откровенно предпочитая
простую жизнь. Это подтверждает Тимей, сообщая и причину его народолюбия.
Однажды его пригласил один из архонтов; ужин длился и длился, а вина не несли;
все терпеливо ждали, но Эмпедокл рассердился и потребовал вина, а хозяин ему
ответил, что ожидается чиновник из совета. Тот явился и тотчас стал главою пира
– явным старанием хозяина, который тайно добивался тиранической власти; и гость
всем повелел или пить вино, или выливать себе на головы. Эмпедокл смолчал, но
на следующий день призвал обоих к суду, и хозяина и распорядителя, и добился их
осуждения и казни. Таково было начало его государственных дел. В другой раз лекарь Акрон [Высокий] попросил у совета
уделить место для памятника его отцу, высочайшему среди врачей в своем
искусстве; но Эмпедокл воспрепятствовал ему, выступив с рассуждением о
равенстве и задав, между прочим, такой вопрос: "Какие же стихи мы напишем
на том памятнике? Не такие ли: Врач Высокий, Высокого сын, высокий в искусстве, Лег на высоком холме в граде высоком своем"
(Вторую строку некоторые приводят иначе: В высшей отчизне рожден, в высшей гробнице почил.) Впрочем, иные говорят, что это стихи Симонида. Позднее он даже распустил Тысячное собрание
Ныне привет вам! Бессмертному богу подобясь средь смертных, Шествую к вам... И, посещая олимпийские игры, он требовал такого внимания,
что ни о ком другом столько не говорили, сколько об Эмпедокле. Еще позднее и в Акраганте стали о нем горевать, однако
потомки его врагов воспротивились его возвращению. Он удалился в Пелопоннес и
там умер. Не обошел его и Тимон, напавши на него так: ...Лаясь бесстыдно, Все, что сумел, суеслов Эмпедокл обернул наизнанку, Ставя основы, которым самим потребны основы. О кончине его есть различные рассказы
Диодор Эфесский, писавший об Анаксимандре, говорит, что
именно у него перенял Эмпедокл и театральную напыщенность, и величественное
одеяние. Когда в Селинунте от зловоний ближней реки начался мор и люди умирали,
а женщины выкидывали, то Эмпедокл придумал на собственный счет подвести туда
две соседние речки, и вода, смешавшись, стала здоровой. Так прекратилась
зараза; и когда селинунтяне пировали на берегу реки, перед ними явился
Эмпедокл, а они, вскочив, простерлись перед ним и стали молиться, как перед
богом. Чтобы это впечатление их осталось навсегда, Эмпедокл и бросился в огонь.
Всему этому решительно противоречит Тимей, заявляя, что
Эмпедокл уехал в Пелопоннес и более не возвращался, оттого и неизвестно, как он
умер. Гераклиду он возражает в своей XIV книге, называя его по имени;
Писианакт, говорит он, был сиракузянин и в Акраганте земли не имел; Павсаний,
будь такая молва, должен был бы соорудить другу памятник или статую, или
святилище, как богу, – потому что он был человек богатый; да и мог ли Эмпедокл
броситься в это жерло, если он о нем ни разу не упоминает, хотя и жил
неподалеку? Стало быть, он умер в Пелопоннесе, и не диво, что могила его
неизвестна – неизвестны ведь и могилы многих других мужей. И после таких и
подобных слов Тимей прибавляет: "Впрочем, Гераклид всюду такой любитель
диковинок – он ведь писал даже о человеке, упавшем с луны". Статуя Эмпедокла с покрытой головой стояла сперва в
Акраганте, а потом, с непокрытой головой, – перед римским сенатом (так говорит
Гиппобот), – очевидно, ее перенесли туда римляне; а писаные его изображения
известны и посейчас. Неанф Кизикский, писавший о пифагорейцах, сообщает, как
после смерти Метона в Акраганте стали замечаться зародыши тирании, и тогда-то
Эмпедокл убедил сограждан покончить с распрями и блюсти между собою равенство.
Мало того, из своих богатств он дал приданое за многими бесприданницами своего
города. Из тех же средств он облачился в багряницу, подпоясывался золотым
поясом (как пишет Фаворин в "Записках"), носил медные сандалии и
дельфийский венок; длинноволосый, всюду сопутствуемый служителями, с виду он
был всегда сумрачен и всегда одинаков. Таким являлся он к гражданам, и, кто
встречал его, тот усматривал в этом знак царственного величия. Однако впоследствии, отправляясь в своей колеснице на
какое-то празднество в Мессену, он упал, сломал себе бедро, от этого захворал и
скончался, прожив семьдесят семь лет; гробница его находится в Мегарах
...к бревну потолка прикрепивши отвесную петлю, Горло стянул, а душа изошла в чертоги Аида
А в вышеупомянутом письмеце Телавга говорится, будто он по
старости своей поскользнулся, упал в море и там погиб. Вот сколько и вот какие
есть рассказы о его кончине. Есть и у нас о нем насмешливые стихи в книге "Все
размеры", вот какого вида: Некогда ты, Эмпедокл, чтоб очиститься пламенем быстрым, Огнь бессмертный вдохнул из огнедышащих жерл. Но не хочу я сказать, что сам ты низвергнулся в Этну, Вольным был твой уход, но ненамеренной смерть. И еще: Истинно так говорят: упав Эмпедокл с колесницы, Правую ногу сломал, в том и была его смерть. Если бы в горный огонь он бросился, жизни взыскуя, Как же гробница его встала в мегарской земле? Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа