1. ГЕРАКЛИТ
.1. ГЕРАКЛИТ
Гераклит, сын Блосона (или, по мнению иных, Гераконта), из Эфеса. Расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду.
Был он высокоумен и надменен превыше всякого, как то
явствует и из его сочинения, в котором он говорит: "Многознайство уму не
научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором, и Ксенофана с
Гекатеем". Ибо есть "единая мудрость – постигать Знание, которое
правит всем чрез все". Также и Гомеру, говорил он, поделом быть выгнану с
состязаний и высечену
Эфесцев он так бранит за то, что они изгнали его товарища
Гермодора: "Поделом бы эфесцам, чтобы взрослые у них все передохли, а
город оставили недоросткам, ибо выгнали они Гермодора, лучшего меж них, с
такими словами: "Меж нами никому не быть лучшим, а если есть такой, то
быть ему на чужбине и с чужими"
Возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь
быльем и травами. А заболев оттого водянкою, воротился в город и обратился к
врачам с такой загадкой: могут ли они обернуть многодождье засухой? Но те не
уразумели, и тогда он закопался в бычьем хлеву, теплотою навоза надеясь
испарить дурную влагу. Однако и в этом не обретя облегчения, он скончался,
прожив 60 лет. О нем есть такие стихи: Часто я, часто дивился несчастной судьбе Гераклита – Как он вытерпел жизнь, чтобы потом умереть? Ибо злая болезнь налила его тело водою, Свет угасила в очах и темноту навела
По словам Гермиппа, он спросил врачей, могут ли они осушить
ему внутренности, выведя воду. Те отказались, и тогда он лег на солнце, а рабам
велел обмазать его навозом; и, лежа так, он умер на второй день и был погребен
на площади. А по словам Неанфа Кизикского, он не смог уже очиститься от навоза
и, оставшись, как был, сделался добычею собак, которые в этом виде его не
узнали. С детства он заставлял дивиться себе: в молодости утверждая,
что он ничего не ведает, а взрослым – что знает все. Он не был ничьим
слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился. Впрочем,
Сотион говорит, что, по некоторым известиям, он был слушателем Ксенофана, а по
Аристону (в книге "О Гераклите") – сумел вылечиться от водянки и
умер от другой болезни (что подтверждает и Гиппобот). Книга, известная под его именем, в целом называется
"О природе", разделяется же на три рассуждения: обо Всем, о
государстве и о божестве. Книгу эту он поместил в святилище Артемиды,
позаботившись (как говорят) написать ее как можно темнее, чтобы доступ к ней
имели лишь способные и чтобы обнародование не сделало ее открытой для прозрения.
Тимон тоже описывает его в таких словах: Взвился меж ними тогда Гераклит, толпу охуждая В темном своем кукареканье... А Феофраст говорит, что в писании он иное недоговаривает, а
в ином сам себе противоречит по причине меланхолии.. Гордыня же его явствует из
того, что говорит Антисфен в "Преемствах": он уступил своему брату
царскую власть. И сочинение его стяжало такую славу, что у него явились
последователи, получившие название гераклитовцев. Мнения его в общих чертах были таковы. Все составилось из
огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается взаимной
противобежностью (enantiodromia). Все исполнено душ и демонов. Высказался он
обо всем, чему подвержен мир, например что солнце по величине таково, каким
видится. Еще он говорит: "Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди,
– так глубок ее Разум". Самомнение называет он падучей болезнью, а зрение
– ложью. И подчас в сочинении своем выражается он светло и ясно, так что даже
тупому нетрудно понять и вознестись душой. А краткость и вескость его слога
несравненны. Частные же мнения его таковы. Начало есть огонь; все есть
размен (amoibe) огня и возникает путем разрежения и сгущения. (Ясного изложения
он, однако же, не дает.) Все возникает по противоположности и всею цельностью
течет, как река. Вселенная конечна, и мир один. Возникает он из огня и вновь
исходит в огонь попеременно, оборот за оборотом, в течение всей вечности;
совершается это по Судьбе. В противоположностях то, что ведет к рождению,
зовется войной и раздором, а что к обогневению, – согласием и миром. Изменение
есть путь вверх и вниз, и по нему возникает мир. Именно, сгущающийся огонь
исходит во влагу, уплотняется в воду, а вода крепнет и оборачивается землей –
это путь вниз. И с другой стороны, земля рассыпается, из нее рождается вода, а
из воды – все остальное (при этом почти все он сводит к морским испарениям) –
это путь вверх. Испарения рождаются от земли и от моря, одни светлые и чистые,
другие темные: от светлых умножается огонь, от иных – влага. Какое над этим окружение,
он не разъясняет, но говорит, что в нем есть выдолбины (scaphai), обращенные к
нам, и в них светлые испарения, собираясь, образуют пламена, которые и есть
светила. Самое светлое и горячее пламя солнца, ибо прочие светила дальше
отстоят от земли и поэтому меньше светят и греют, а луна хоть и ближе к земле,
но движется по нечистому месту. Солнце же движется в месте прозрачном и
несмутном и в соразмерном отстоянии от нас, оттого оно больше и греет, и
светит. Затмения солнца и луны бывают оттого, что выдолбины поворачиваются
кверху, а ежемесячные перемены луны – оттого, что выдолбина поворачивается
понемногу. День и ночь, месяцы и времена года, годы, дожди и ветры и прочее
подобное возникает из-за различных испарений; так, светлое испарение, воспламеняясь
в круге солнца, производит день, а противоположное, взяв верх, вызывает ночь;
так, от светлого усиливается тепло и производит лето, а от темного умножается
влага и творит зиму. В согласии с этим объясняет он причины и всего прочего. О
земле, однако, он не разъясняет, какова она есть; точно так же и о том, каковы
те выдолбины. Вот в чем состояли его мнения. О Сократе и о том, что он сказал на сочинение Гераклита,
которое ему принес Еврипид (как об этом сообщает Аристон), мы сказали в разделе
о Сократе
"Гераклит Эфесский царю Дарию, сыну Гистаспа, шлет
привет. Сколько ни есть людей на земле, истины и справедливости они чуждаются,
а прилежат в дурном неразумии своем к алчности и тщеславию. Я же все дурное
выбросил из головы, пресыщения всяческого избегаю из-за смежной с ним зависти и
по отвращению к спеси. Потому и не приеду я в персидскую землю, а буду
довольствоваться немногим, что мне по душе". Вот каков был он и перед
самим царем. Деметрий в "Соименниках" говорит, что презирал он
даже афинян, хотя пользовался у них большой славой, и предпочитал жить на
родине, хотя эфесцы пренебрегали им. Упоминает о нем и Деметрий Фалерский в
"Апологии Сократа". Толкованием его сочинения занимаются многие: и
Антисфен, и Гераклид Понтийский, и Клеанф, и стоик Сфер, равно как и Павсаний,
прозванный "гераклитовцем", и Никомед, и Дионисий; а из грамматиков –
Диодот, который уверяет, что сочинение это было не о природе, а о государстве и
о природе в нем говорилось только в виде примера. А Иероним сообщает, что
Скифин, ямбический поэт, взялся излагать его учение в стихах. О нем существует много эпиграмм, в том числе такая: Я – Гераклит. Что вы мне не даете покоя, невежды? Я не для вас, а для тех, кто понимает меня. Трех мириад мне дороже один; и ничто – мириады. Так говорю я и здесь, у Персефоны в дому
А другая такая: Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца – Книга его – это путь, трудный для пешей стопы, Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный Вводит на эту тропу – солнца светлее она
Гераклитов было пятеро: первый – наш философ; второй
лирический поэт, которому принадлежит хвалебная песнь двенадцати богам; третий –
элегический поэт из Галикарнаса, которому Каллимах посвятил такие стихи: Друг Гераклит, мне сказали о том, что ты уже умер. Слезы из глаз полились. Вспомнил я, сколько мы раз Вместе беседуя, солнца закат провожали. А ныне Ты уже давний прах, галикарнасский мой гость! Но еще живы твои соловьиные песни: жестокий, Все уносящий Аид рук не наложит на них Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа