Ф. ШЛЕГЕЛЬ

.

Ф. ШЛЕГЕЛЬ

В теории человека, основанной на теории природы, все дру­гие органические создания рассматриваются лишь как прибли­жение к человеку. Человек в земной истории представляет собой последнюю ступень длинного ряда созданий, целью которых явля­ется организация совершенного тела. Только на этой вершине органического развития пробивается душа земли, и в человеке возникает духовное сознание.

Прежде всего в теории человека нужно выяснить, какое место нанимает человек в ряду созданий, в каком отношении он на­ходится к целостности природы и мира. Хотя изначально земному элементу присущи лишь два основных влечения — влечение к самосохранению и влечение к обособлению, индивидуальности и развитию,— позднее, когда земной элемент уже достаточно развился, может образоваться еще более высокое влечение к воз­вращению в свободный мир, томление по утраченной свободе. Это влечение может возникнуть лишь позднее, оно может быть лишь последним из земных элементов, так как находится в про­тиворечии с изначальным влечением самости (Selbstheit). Толь­ко когда последнее разрушено, другое влечение может получить простор для своего развития...

Основной пункт относительно природы и существа человека, который теперь нужно уяснить,— это свобода. Ранее можно было утверждать вообще, что свобода составляет сущность человека, что свобода то же самое, что я (Ichheit), и, следовательно, чело­век необходимо должен быть свободен. О подлинном отношении ограниченного человека к целому речь может идти только теперь...

Всеобщие законы развития мира — это законы свободы. На­чало — это сама свобода, и законы становления — основная ее форма... В духовной сфере закон возникает из двойного отноше­ния к бесконечной полноте и бесконечному единству. Ставится известная цель, которая должна быть достигнута,— бесконечная полнота, и известное условие, при котором она должна быть достигнута, - сохранение бесконечного единства. Следователь­но, возникает нечто однообразное и закономерное в целостности этой сферы. Более всего отвечает этому в области высшей земной организации идеал, известный общий тип всех образований и конфигураций в высшей земной организации, где в бесконечном многообразии природы одновременно усматривается и подлинное единство. Все те образования, где наряду с многообразием одно­временно выступает и единство, участвуют в высшей, духовной закономерности, они являются как бы формами духовной сферы закона, множеством различных выражений идеала...

Мы пе как некое целое не только в силу сходства организации, но в еще большей мере благодаря одинаковости своего назначения. Все люди —это множество проявлений способности Земли к одной и той же цели:

восстановлению свободы, возвращению в высшую сферу. Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть при­писана вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир, формировать и завершать его.

В отдельном человеке влечение к обособлению идет все даль­ше, и тем самым может быть достигнута цель земного элемента. Как природное существо человек тем совершеннее, чем более самостоятельным и индивидуальным он является. Однако влечение к самости и индивидуальности занимает все же подчиненное место в земном элементе; в восходящем развитии оно должно постепенно растворяться в любви, ограниченная индивидуаль­ность (Personlichkeit) должна отпасть, и все возвратится в един­ство.

Поэтому позитивная свобода человека имеет место лишь в от­ношении к целому, лишь в любви и общности, будучи связана с ними. Негативная свобода гарантирована тем, что никакие гра­ницы не являются абсолютными; у человека всегда есть способ­ность принять решение, он всегда остается господином, сколь бы мощное воздействие ни оказывалось на него со всех сторон.

Шлегель Ф. Развитие философии в две­надцати книгах / / Эстетика. Филосо­фия. Критика. М., 1983. Т. 2. С. 186 — 188