Р. ОУЭН

.

Р. ОУЭН

Вопрос. Что такое человек?

Ответ. Организованное существо или животное, обладаю­щее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Вопрос. Чем отличается он от других животных или извест­ных организованных существ?

Ответ. Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных жи­вотных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных.

Вопрос. Каким образом произошел человек?

Ответ. Еще неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетвори­тельный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственное правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе. Каждому из этих органи­зованных существ присущи особые свойства или особые влечения и антипатии, которые являются законами его натуры или естест­венными законами для всякого вида. Всякое существо сообра­зуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.

Вопрос. Какие влечения свойственны человеческой природе?

Ответ. Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физи­ческие, умственные и нравственные способности и силы, разви­тие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечат­ления без обмана, желание доставлять другим или распростра­нять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий.

Вопрос. К чему человек по природе своей чувствует анти­патию?

Ответ. Вообще человек чувствует отвращение ко всему тому, что причиняет индивидууму физическое, умственное или нрав­ственное страдание; в особенности же он чувствует отвращение ко всему тому, что лишает его возможности питаться или пре­пятствует ему добывать себе пищу в таком количестве, которо­го достаточно для удовлетворения его естественных потребно­стей, когда он чувствует голод или жажду; отвращение ко все­му тому, что лишает его возможности как следует отдыхать или спать; ко всему тому, что препятствует ему размножаться, когда его организация вызывает в нем естественное влечение к этому; ко всему тому, что мешает ему свободно проявлять свои физи­ческие, умственные и нравственные силы и способности всякий раз, когда его организация побуждает его проявлять их; отвра­щение ко всему тому, что препятствует ему свободно выражать те убеждения и чувства, которые его организация побуждает его усваивать или разделять; отвращение ко всему тому, что при­чиняет болезненное ощущение тем, кто не причинил вреда его организации, или к тому, что мешает их возможности испыты­вать приятные ощущения, и отвращение ко всему тому, что сте­сняет его свободу действий, соответствующую естественным побуждениям его организации.

Вопрос. Наделил ли сам человек себя всеми этими влече­ниями или лишь некоторыми из них?

Ответ. Нет; он не в состоянии наделить себя хотя бы даже и в незначительной степени любым из этих влечений.

Вопрос. Справедливо ли или полезно ли хвалить или пори­цать человека, вознаграждать или наказывать его или ка­ким-либо образом возлагать на него ответственность пред человеком или пред каким бы то ни было другим существом за то, что у него развились такие влечения или какое-нибудь из особенных ка­честв или способностей?

Ответ. Нет, эта мысль весьма нелепа, и она оказалась чрез­вычайно вредной на практике.

Вопрос. Хороши или дурны эти влечения человеческой природы?

Ответ. Все они весьма хороши, так как все они необхо­димы для того, чтобы образовалось мыслящее, разумное и сча­стливое существо, и для того, чтобы вид продолжал существо­вать.

Вопрос. В чем состоит счастье человека?

Ответ. В приятных ощущениях или в умеренном удовлетво­рении всех его естественных потребностей.

Вопрос. Какие практические меры могут обеспечить всем людям на всю жизнь наибольшее количество невиннейших или здоровых приятных ощущений?

Ответ. Такие соглашения (arrangements), благодаря ко­торым в надлежащий период жизни все физические, умственные и нравственные силы и способности человеческой природы про­являлись бы в здоровой и невинной деятельности и которые обе­спечивали бы регулярное и умеренное проявление этих сил и способностей, соответствующее организации и характеру каждого индивидуума. Эти соглашения должны также предотвращать воз­можность того, чтобы желания не шли так далеко или шли далее этого, так как лишь состояние, соответствующее такому равнове­сию, может доставить человеку высшее активное и прочное на­слаждение.

Вопрос. В чем состоит несчастье человека? Ответ. В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических, умственных или нравственных способностей, не удовлетворяются.

Оуэн Р. 'Катехизис нового нравствен­ного мира II Деборин А. Книга для чте­ния по истории философии: В 2 т. М., 1925. Т. 2. С. 382—384