Г. В. ЛЕЙБНИЦ

.

Г. В. ЛЕЙБНИЦ

С древнейших времен человеческий род мучается над тем, как можно совместить свободу и случайность с цепью причинной зави­симости и провидением. Исследования христианских авторов о бо­жественной справедливости, стремящейся к спасению человека, еще больше увеличили трудности этой проблемы.

Видя, что ничто не происходит случайно или по совпадению, а лишь в зависимости от каких-то частных субстанций, и что форту­на, существующая отдельно от судьбы (fatum), лишь пустой звук, и что ничто не существует, если к тому нет конкретных предпосы­лок, а существование вещи вытекает из всех них одновременно, я был весьма близок к тем, кто считает все абсолютно необходимым и полагает, что для свободы достаточно отсутствия принуждения, хотя она и подчиняется необходимости; эти люди не отличают безо­шибочное (infallibile), т. е. познанное наверняка, от необходимого21.

Но от этой пропасти меня удержали наблюдения над такого ро­да возможным, которого нет, не было и не будет; ведь если нечто возможное никогда не осуществляется, то уж во всяком случае то, что существует, не всегда необходимо, ибо в противном случае было бы невозможно, что вместо него существовало нечто другое, а к тому же все, что никогда не существовало, было бы невозможно. Ведь нельзя отрицать, что множество рассказов, особенно таких, которые именуются романами, становятся возможными, если най­дут для себя место в том ряду универсума, который избрал Бог, если только кто-нибудь не вообразит, что во всей огромности про­странства и времени существуют некие поэтические царства, где можно было бы увидеть бродящих по земле короля Великой Брита­нии Артура, Амадиса Галльского и созданного фантазией герман­цев Теодерика Беронского...

Признав, таким образом, случайное в вещах, я стал далее раз­мышлять над тем, в чем же состоит ясное понятие истины. Не без основания я надеялся на некий свет, который бы помог отличать истины необходимые от случайных...

Но тут вдруг блеснул мне некий невиданный и нежданный свет, явившийся оттуда, откуда я менее всего ожидал его,— из матема­тических наблюдений над природой бесконечного. Ведь для чело­веческого ума существует два наиболее запутанных вопроса («два лабиринта»). Первый из них касается структуры непрерывного, или континуума (compositio continui), а второй — природы свобо­ды, и возникают они из одного и того же бесконечного источ­ника.

...Надлежит знать, что все творения несут на себе некий отпеча­ток божественной бесконечности и что он является источником многих удивительных вещей, приводящих в изумление человече­ский ум.

Действительно, нет ни одной столь малой частицы материи, в которой не был бы заключен некий мир бесконечного множества творений, нет ни одной столь несовершенной сотворенной индиви­дуальной субстанции, которая бы не воздействовала на все осталь­ные, и не испытывала бы воздействия со стороны всех остальных, и своим полным понятием (как оно существует в божественном уме) не охватывала бы всего универсума — всего, что есть, было и будет. Не существует также ни одной истины факта, т. е. относя­щейся к индивидуальным вещам, которая бы не зависела от беско­нечной цепи оснований. Только одному Богу под силу полностью охватить все, что входит в этот ряд. В этом и состоит причина, что один только Бог знает априори случайные истины и понимает не­сомненность их, не обращаясь к опыту.

При более внимательном рассмотрении этих положений стало ясным глубокое различие между истинами необходимыми и слу­чайными. Действительно, всякая истина или изначальна, или производна. Изначальные истины — это те, которые не могут быть обоснованы; таковы истины тождественные, или непосредственные, утверждающие о себе то же самое или отрицающие противоречи­вое о противоречивом (contradictionum contradictorio). Производ­ные истины в свою очередь также делятся на два рода, ибо одни можно разложить на изначальные, а другие такое разло­жение продвигают в бесконечность. Первые — необходимые, вторые — случайные. Действительно, необходимое положение есть такое, противоположность которому заключает противо­речие...

Но в случайных истинах, хотя предикат и присутствует в субъ­екте, это, однако, никогда не может быть доказано, и никогда пред­ложение не может быть приведено к уравнению или тождеству, но решение простирается в бесконечность. Один только Бог видит хотя и не конец процесса разложения, ибо его вообще не существу­ет, но взаимную связь терминов и, следовательно, включение предиката в субъект, ибо ему известно все, что включено в этот ряд...

Для нас же остаются два пути познания случайных истин: путь опыта и рассуждения (rationis). Первым мы идем, отчетливо вос­принимая вещь чувствами; путь же рассуждения строится на том общем принципе, что ничто не приходит без основания или что предикат всегда на каком-то основании заключен в субъекте. Сле­довательно, мы можем с уверенностью считать, что Бог все совер­шает с максимальным совершенством и ничто не делается им без основания, нигде не происходит чего-либо такого, смысл чего — а именно почему положение вещей складывается именно так, а не иначе — не был бы понятен тому, кто способен мыслить...

Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе// Сочинения: В 4 т. М.. 1982. Т. 1. С. 312-315