А

.

А

Первым вопросом, который с полным правом может быть задан философии истории, является, несомненно, следующий: как вооб­ще мыслима история, если все, что есть, положено для каждого лишь его сознанием, и вся предшествующая история

также, следо­вательно, может быть для каждого положена лишь его сознанием. Действительно, мы утверждаем, что ни одно индивидуальное соз­нание не могло бы быть положено со всеми своими определениями, с которыми оно необходимо положено и которые ему принадлежат, если бы этому не предшествовала вся история, что легко можно было бы показать на примерах, если бы в этом была необходи­мость. Правда, вся прошедшая история относится только к сфере явлений, так же как и сама индивидуальность сознания, следова­тельно, она для каждого человека не более, но и не менее реальна, чем его собственная индивидуальность. Эта определенная индиви­дуальность предполагает эту определенную эпоху именно такого характера, такого уровня культуры и т. д., однако такая эпоха не была бы возможна без всей предшествующей истории. Историче­ское повествование, для которого вообще единственным объектом является объяснение данного состояния в мире, могло бы с таким же успехом выносить суждение о прошлом исходя из настоящего, и попытка показать, как из современности можно со строгой необходимостью вывести прошлое, была бы не лишена интереса.

В ответ на это разъяснение нам могут возразить, что прошедшая история полагается ведь не каждым индивидуальным сознанием и уж ни в одном сознании не положено все прошлое, а только | главные его события, которые в качестве таковых только потому и могут быть познаны, что они продолжают оказывать влияние вплоть до настоящего времени, воздействуя и на индивидуальность каждого отдельного человека; на это мы ответим, что, во-первых, и для него история существует лишь постольку, поскольку прошлое воздействовало именно на него, и в той мере, в какой оно на него воздействовало; во-вторых, все то, что когда-либо было в истории, действительно связано или может быть связано с индивидуальным сознанием каждого, но не непосредственно, а через бесконечное множество промежуточных звеньев, причем таким образом, что, если бы можно было выявить эти промежуточные звенья, стала бы очевидной необходимость всего прошлого для формирования именно этого сознания. Вместе с тем, однако, несомненно, что, подобно тому как большая часть людей каждой эпохи никогда не существо­вала в том мире, к которому, собственно говоря, относится история, не существовало в ней и множество событий. Ибо совершенно так же, как не могут быть увековечены в памяти потомства физическая причина и физическое воздействие, не может обрести существова­ние в истории и то, что служит лишь интеллектуальным продуктом или только промежуточным звеном, посредством которого буду­щим поколениям передается культурное наследие прошлого и кото­рое само не является причиной нового в будущем. Следовательно, сознанием каждой индивидуальности полагается лишь то, что про­должало действовать вплоть до настоящего момента, но именно что и есть то единственное, что принадлежит истории и было в истории.

Что же касается трансцендентальной необходимости истории, то выше уже была дана ее дедукция, состоявшая в том, что перед разумными существами поставлена проблема всеобщего правового устройства и что решена эта проблема может быть только родом, т. е. только историей. Здесь же нам представляется достаточным ограничиться выводом, согласно которому единственным подлин­ным объектом исторического повествования может быть постепен­ное формирование всемирного гражданского устройства, ибо имен­но оно и есть единственное основание истории. Любая история, которая не является всемирной, может быть только прагматиче­ской, т.е. в соответствии с установленным еще в древности поняти­ем преследовать определенную эмпирическую цель. Понятие же прагматической всемирной истории внутренне противоречиво. Все остальное, что обычно входит в историческое повествование,— развитие искусства, науки и т. д.— либо вообще по существу не относится к историческому повествованию Àat, ,exochg, либо слу­жит просто документом или промежуточным звеном, ибо открытия в области науки и техники способствуют росту прогресса человече­ства в деле создания всеобщего правового порядка главным обра­зом тем, что умножают и усиливают средства вредить друг другу и создают множество неведомых ранее бед.