В. С. СОЛОВЬЕВ

.

В. С. СОЛОВЬЕВ

...Французская революция, с которой ясно обозначился существенный характер западной цивилизации как цивилизации вне религиозной, как попытки построить здание вселенской культуры, организовать человечество на чисто мирских, внешних началах, французская революция, говорю я, провозгласила как оснований общественного строя — права человека вместо прежнего божественного права. Эти права человека сводятся к двум главным: свободе и равенству, которые должны примиряться в братстве*. Великая революция провозгласила свободу, равенство и братство. Провозгласила, но не осуществила: эти три слова так и остались пустыми словами. Социализм является попыткой осуществит действительно эти три принципа. Революция установила гражданскую свободу. Но при существовании данного общественного неравенства освобождение от одного господствующего класс есть подчинение другому. Власть монархии и феодалов только заменяется властью капитала и буржуазии. Одна свобода еще ни­чего не дает народному большинству, если нет равенства. Революция провозгласила и это последнее. Но в нашем мире, основанном на борьбе, на неограниченном соревновании лично­сти, равенство прав ничего не значит без равенства сил. Принцип равенства, равноправность оказалась действительною только для тех, кто имел в данный исторический момент силу.

Но историческая сила переходит из одних рук в другие, и как имущественный класс, буржуазия, воспользовался прин­ципом равенства для своей выгоды, потому что в данную истори­ческую минуту за этим классом была сила, так точно класс неиму­щий, пролетариат, естественно, стремится воспользоваться тем же принципом равенства в свою пользу, как только в его руки перейдет сила.

Общественный строй должен опираться на какое-нибудь положительное основание. Это основание имеет или характер безусловный, сверхприродный и сверхчеловеческий, или же оно принадлежит к условной сфере данной человеческой природы: общество опирается или на воле Божией, или на воле людской, на воле народной. Против этой дилеммы нельзя возражать тем, что общественный строй может определяться силой государствен­ной власти правительства, ибо сама эта государственная власть, само правительство на чем-нибудь опирается: или на воле Бо­жией, или на воле народной...

 


* Если признано верховное значение человека как такого, его самозаконность, то отсюда само собою вытекает признание его свободы, так как ничто может иметь власть над ним, источником всякой власти; а так как свойство бы человеком одинаково принадлежит всем людям, то отсюда же вытекает и равенство.

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве II Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 7—8