Т. ГОББС

.

Т. ГОББС

Происхождение государства. Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чуже­земцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, та­ким образом, доставить им ту безопасность, при которой они мог­ли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном чело­веке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их пред­ставителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безо­пасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя об­щего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реаль­ное единство, воплощенное в одном лице посредством соглаше­ния, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому друго­му: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни—civitas. Таково рождение того великого Ле­виафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смерт­ного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обя­заны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, ука­занный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуж­дается в следующем определении: (Определение государства) государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаим­ного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / / Избранные произве­дения: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 196—197