О. ШПЕНГЛЕР

.

О. ШПЕНГЛЕР

В пласте горной породы заключены кристаллы определенного минерала. Возникают трещины и разломы; вода просачивается во­внутрь и вымывает с течением времени кристаллы, так что остают­ся лишь пустоты, сохраняющие их форму. Позднее в игру вступают вулканические явления, взрывающие породу; расплавленные мас­сы пробиваются вовнутрь, застывают и в свою очередь кристалли­зуются. Но им уже не дано образовать свою собственную фор­му — они должны заполнить наличную; так возникают поддельные формы, кристаллы, внутренняя структура которых противоречит их внешнему строению, один вид минерала с внешними чертами другого. Минералоги именуют это псевдоморфозой.

Исторические псевдоморфозы — так называю я случаи, когда чужая старая культура так властно тяготеет над страной, что мо­лодая и родная для этой страны культура не обретает свободного дыхания и не только не в силах создать чистые и собственные фор­мы выражения, но даже не осознает по-настоящему себя самое. Все вышедшее из глубин изначальной душевности изливается в пустые формы чуждой жизни; юные чувства застывают в старческие про­изведения, и вместо свободного развертывания собственных твор­ческих сил только ненависть к чужому насилию вырастает до гигантского размаха.

...Псевдоморфоза лежит сегодня перед нашими глазами: пет­ровская Россия. Русская героическая сага былинного типа дости­гает своей вершины в киевском круге сказаний о князе Владимире с его рыцарями Круглого Стола и о народном богатыре Илье Му-ромце16. Все неизмеримое различие между русской и фаустовской душой уже отделяет эти былины от «современных» им сказаний времен переселения народов об Артуре, об Эманарихе и Нибелунгах в форме поэм о Гильдебранде и о Вальтари. Русская эпоха Меровингов начинается со свержения татарского владычества и длится через времена последних Рюриковичей и первых Романовых до Петра Великого. Я рекомендую любому прочесть франкскую историю Григория Турского (до 591) и параллельно соответствую­щие разделы у старомодного Карамзина, в первую очередь каса­тельно Ивана Грозного, Бориса Годунова и Шуйского. Большего сходства невозможно вообразить. За этой московской эпохой великих боярских родов и патриархов следует с основанием Пе­тербурга (1703) псевдоморфоза, которая принудила примитивную русскую душу выражать себя сначала в чуждых формах позднего барокко, затем в формах Просвещения и позднее в формах XIX в. Петр Великий стал для русской сущности роковой фигурой...

За пожаром Москвы, грандиозным символическим деянием мо­лодого народа, в котором сказалась достойная Маккавеев17 нена­висть ко всему чужому и иноверному, последовали въезд Алек­сандра I в Париж, Священный союз и участие в концерте западных великих держав. Народ, назначением которого было — в течение поколений жить вне истории, был искусственно принужден к неподлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен. В лишенной городов стране с ее старинным крестьянством распространялись, как опухоли, города чужого стиля. Они были фальшивыми, неестественными, неправдо­подобными до глубины своей сути. «Петербург — это самый абс­трактный и искусственный город, который только существует на свете»,— замечает Достоевский. Хотя он сам родился в этом горо­де, у него было чувство, что в одно прекрасное утро Петербург рас­тает вместе с рассветными туманами. Такой же привиденческий и неправдоподобный облик имели роскошные эллинистические горо­да, рассеянные по арамейским полям. Так их видел Иисус в своей Галилее. Так должен был чувствовать апостол Петр, когда он уви­дел императорский Рим.

Москва—святая, Петербург—Сатана; Петр Великий пред­стает в распространенной народной легенде как Антихрист... Все, что возникает, неистинно и нечисто; это изнеженное общество, пронизанные интеллектом искусства, социальные сословия, чуждое государство с его цивилизованной дипломатией, судебные приго­воры и административные распоряжения. Нельзя вообразить себе большей противоположности, нежели между русским и западным, иудейско-христианским — и позднеантичным видами нигилизма:

между ненавистью к чужому, отравляющей еще нерожденную культуру в материнском лоне ее родины, и отвращением к собст­венной культуре, вершины которой вконец приелись. Глубочайшее религиозное мировосприятие, неожиданные озарения, дрожь ро­бости перед грядущим сознанием, метафизические грезы и порывы стоят в начале истории, доходящая до боли интеллектуальная яс­ность — в конце истории... «Нынче все размышляют на улицах и площадях о вере»,— так говорится у Достоевского... Молодые лю­ди довоенной России, грязные, бледные, возбужденные и постоянно занятые метафизикой, все созерцающие глазами веры, хотя бы речь, по видимости, шла об избирательном праве, о химии или о женском образовании,— ведь это же иудеи и ранние христиане эллинистических больших городов, которых римлянин рассматри­вал с такой насмешкой, с отвращением и с тайным страхом.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2 // Судьба искусства и культуры в западно­европейской мысли XX в. М., 1979. С. 34—35, 39—42