Ф. НИЦШЕ

.

Ф. НИЦШЕ

Нужно ли мне после всего особо говорить, что вольными, весьма вольными будут эти вольные умы — философы грядуще­го,— но и не просто вольными, а и большими, и высшими, и осно­вательно иными, каких нельзя будет ни недооценивать, ни смеши­вать с другими? Но, произнося такие слова, я и перед ними, да и перед нами, глашатаями и предтечами их,— перед нами, вольными умами! — чувствую долг, обязанность развеять по ветру старое глупое предубеждение, старое глупое недоразумение, которое с Давних пор словно туманом заволакивает понятие «вольный ум». Во всех странах Европы, а также и в Америке злоупотребляют теперь этими словами, и кто же? — некая разновидность крайне узких, плененных, посаженных на цепь умов, которые стремятся почти точь-в-точь к противоположному тому, что заключено в наших инстинктах и намерениях, не говоря уж о том, что перед новыми философами грядущего они будут выглядеть закрытым окнами и запертыми на засов воротами. Плохо ли, дурно ли, они - из числа нивеляторов, облыжно прозванных «вольными умами»; краснобаи и писаки, они - рабы демократического вкуса с его «современными идеями», все наперечет люди без одиночества в душе, без собственной уединенности, здоровые, крепкие увальни, - не отказать им ни в дерзости, ни в почтенном добронравии, только что они невольники, только что они смехотворно поверхностны, прежде всего со своею склонностью отыскивать в формах прежнего, досуществовавшего до наших дней общества причины всех человеческих несчастий и неурожаев,— при этом истина удосуживается счастливо приземлиться на голову! К чему стремятся они изо всех сил? Учинить на земле всеобщее зеленое раздольное пастбище, - приятное, надежное, безопасное, оно облегчит жизнь всякому; у них две запетых песенки и два затверженных урока — «равенство прав» и «сочувствие ко всем страждущим»,—страдания же они рассматривают как подлежащие упразднению. Мы же, обратно, мы, с открытыми глазами и совестливо разбирая вопрос о том, где, при каких условиях мощнее всего взметало голову ввысь растение, именуемое «человек», отвечаем на него так,— всякий раз происходило то в обстоятельствах обрат­ных и противоположных, причем еще требовалось, чтобы риск положения достигал безмерности, чтобы способность изобретать и притворяться под воздействием длительного гнета и принужде­ния росла и разрасталась до степени дерзновенной утонченности, чтобы жизненная воля возвышалась до самой абсолютности власти,— мы полагаем, что жестокость и насилие, рабство, опа­сности, подстерегающие на улицах и в сердцах, скрытность, стоицизм, соблазны и гнусное вероломство во всех видах, вообще все зло, ужасное, тираническое, все хищническое и змеиное, что только пристало к человеку, что все это так же хорошо служит целям возвышения животного вида «человек», как его противопо­ложность,— говоря это, мы не сказали всего, не досказали даже и необходимого, и мы, говоря и безмолвствуя, во всяком случае находимся сейчас на другом конце любой современной идеологии, любых стадных чаяний,— должно быть, мы их антиподы? Чудо ли, что мы, «вольные умы»,— что мы не самые сообщительные умы? Что мы не во всех отношениях спешим поделиться тем, от чего только не способен освобождаться ум и к чему только его тогда не понесет! Что же до рискованной формулы «по ту сторону добра и зла», то она хотя бы оберегает нас от путаницы: мы — не то, что «libres — penseurs» 16, «liberi pensatori», «вольнодумцы» и как только не именуют себя досужие адвокаты «современных идей». Не в одном царстве духа как у себя дома, на худой конец как в гостях, мы не раз спасались бегством из теплых уютных уголков, куда пытались завести нас молодость и происхождение, случайные встречи с людьми и книгами, предпочитания и предниспровержения, даже само утомление странствий; озлобляясь на любые приманки, чреватые отношениями зависимости, в чем бы они ни таились,— в почестях, богатстве, чинах или вдохнове­нии чувств,— мы благодарствуем и нужде, и переменчивым неду­гам, потому что они избавляли нас от очередного правила и свя­занного с ним «предрассудка», благодарствуем богу, черту, овце и червю в нас самих; любопытные до порочной чрезмерности, мы изыскатели до жестокосердия, у нас пальцы, безрассудно ухва­тывающие непостижное, у нас зубы, рвущие, и желудки, пере­варивающие непереваримое; мы не прочь заняться любым ремес­лом, требующим острого ума и остроты чувств, благодаря пере­избытку «вольной воли» готовы идти на любой риск, на любую авантюру, мы с передними и задними душами, до конечных намерений которых едва ли кто доглядит, с передними и задними планами, до края которых едва ли кто добежит; скрытые под покровом света, мы завоеватели, хотя и подобные наследникам и расточителям, мы собиратели и упорядочиватели с раннего утра и до позднего вечера, скопидомы своих сокровищ и своих ящиков письменного стола, набитых доверху, расчетливые в выучивании и забывании, изобретательные в создании схем, порой гордящиеся скрижалями категорий, порой педанты, порой ночные совы труда даже в самый светлый полдень, и даже пугала по потребности,— а сегодня есть в том потребность: постольку, поскольку мы при­рожденные привороженные ревностные любители уединения, на­шего же собственного глубокополуночного, полдневного уедине­ния... Вот что за порода людей мы, вольные умы! Может быть, и вы в том же роде, вы, грядущие, новые философы?..

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. № 5. С. 146—147