2. Проблемы жизни, смерти и бессмертия

.

2. Проблемы жизни, смерти и бессмертия

37 Недостаточность знаний о душе оказывается основанием для страха перед смертью. В качестве довода этой недостаточности Лукреций Кар приводит не­сколько гипотез о судьбе души после смерти.— 87

38 Эту весьма распространенную гипотезу о переселении души, встречаю­щуюся у пифагорейцев, Эмпедокла и др., ярко излагал римский поэт Энний.- 87

39 Ср.: Цицерон. О пределах добра и зла, V. 39; Тускуланские беседы. I. 90.-88

40 Ср.: Цицерон. О дружбе. 14; Тускуланские беседы. I. 26, 117.—88

41 Сводные братья Сципиона Африканского умерли в отроческом возрасте через несколько дней после триумфа их отца, Луция Эмилия Павла Македон­ского. Ср.: Цицерон. О дружбе, 90; Плутарх. Эмилий Павел. XXXV.- 88

42 Тартес — финикийская колония в Испании; ее главный город — Гады (ныне Кадикс). Об Арганфонии см.: Геродот. История. I. 163; Валерий Максим. VIII. 13.—89

43 Ср. Цицерон, Речь по поводу возвращения Марка Марцелла. 27.— 89.

44 ...мудрецу нет надобности дойти до последнего «Рукоплещите». Таким обращением к зрителям оканчиваются все дошедшие до нас комедии Плавта и Те-ренция. Ср.: Гораций. Наука поэзии. 155; Светоний. Божественный Август. 99; Квинтилиан. Обучение оратора. VI.1.52.— 89

45 Ср.: Плутарх. Солон. XXXI; Должны ли старики участвовать в государст­венной деятельности? 794Г; Цицерон. Брут. 27.— 89

46 ...хвататься за эту часть жизни... не покидать ее без причины.— Имеется в виду отрицательное отношение стоиков к самоубийству.— 90

47 Ср.: Платон. Федон. 6; Цицерон. О государстве. VI, 3.— Император — во времена республики высшее почетное воинское звание, которое солдаты (также и сенат) присваивали своему полководцу после решительной победы над врагом. Здесь метафора.— 90

48 Цицерон. О пифагореизме ср.: 23; 38 сл.; О государстве. VI, 15; Платон. Федон. 3.— 90

49 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. .34; 117: Плутарх. Солон и Поп-ликола, сопоставление. 1.— 90

50 Энний. Эпиграммы, фр. 17 сл. Фален. Перевод В. И. Модестова. Ср.: Туску­ланские беседы. I, 34, 117.—90

51 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. 14; 91; V. 15.—90

52 Melleur des mondes possibles (франц.) — наилучший из возможных ми­ров — формула Лейбница.— 93

53 in abstracto (лат.) — в абстрактном виде - 93

54 bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (лат.) — формула Гоббса о естественном состоянии людей.— 93

55 De cive (лат.) — О гражданине. Название одной из работ Т. Гоббса — 93

56 Эрида — в греческой мифологии богиня раздора, подбросившая на свадеб­ном пиру смертного Пелея и богини Фетиды «яблоко раздора» — 94

57 Майя — понятие древней и средневековой индийской философии. Имеет несколько значений; наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте — иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многооб­разием свою истинную сущность — брахмана как единственную реальность.— 94

58 Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуализации. — 94

59 Квиетнв — бездейственность, созерцательность. — 95

60 Илиада. XXIII. 103—107.—99

61 Одиссея. XI. 206—207. 218—222.—99

62 Имеется в виду герой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 110

63 Подразумевается герой романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера». — 110

64 Либидо (от лат. libido — влечение, желание, стремление) — одно из основ­ных понятий психоанализа Фрейда, означающее преимущественно бессознатель­ные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохране­нию) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии, субли­мация и т. п.). К. Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом лишил либидо его сексуаль­ного характера, рассматривая его как психическую энергию вообще, своего рода метафизический принцип психики. -134