7. Переход свободного от оценки понятия идеологии в оценивающее понятие идеологии

.

7. Переход свободного от оценки понятия идеологии в оценивающее понятие идеологии

Таким образом, свободное от оценки понятие идеологии, направленное сначала лишь на то, чтобы созерцать и  исследовать бесконечное течение беспрестанно меняющейся  исторической жизни, незаметно (подобно тому как это произошло с нами в только что завершенной стадии мыслительного процесса) переходит на позиции познавательно-теоретической, а в конечном итоге и онтологически – метафизической оценки.  Ведь и в нашей аргументации свободная от оценки динамическая точка зрения незаметно превратилась в орудие борьбы, направленное против определенной позиции, и тем самым в утверждение определенного видения мира, в рамках которого и возникает сама эта «свободная от оценки» позиция. Следовательно, и в данном случае – пусть лишь на завершающей стадии  нашей исследовательской деятельности – проступает та латентная мотивация, которая с самого начала вела к методу всеобщей  динамизации и к проведению точки зрения историзма.

Подобное обнаружение определенной метафизически- онтологической позиции, проявляющейся даже независимо  от нашего осознания ее, способно испугать только тех, кто все  еще находится во власти минувшей позитивистской эпохи и  полагает, что его мышление может быть совершенно свободно от всех оценок, всех предвзятых решений, от какой бы то  ни было онтологической или метафизической окраски. Однако чем последовательнее мы в интересах подлинного эмпиризма выявляем предпосылки нашего мышления, тем яснее  становится, что именно эмпирическое исследование (во вся- ком случае в исторических науках) возможно только на основе определенных метаэмпирических, онтологических, метафизических решений и проистекающих отсюда ожиданий и гипотез.  Тот, кто не принимает решений, не может ставить вопросы и  не способен сформулировать даже эвристическую гипотезу,  которая позволила бы ему исследовать историческое прошлое. К счастью, позитивизм, несмотря на его гносеологические предрассудки и претензии на научное превосходство, обладал онтологическими и метафизическими предпосылками (примером  могут служить его вера в прогресс, его специфически  «реалистический» подход, который предполагает наличие онтологических суждений) и именно поэтому дал много ценного;  в ряде случаев результаты этого исследования сохранили свое значение и для последующего времени. Опасность онтологических решений состоит совсем не в том, что они вообще  существуют и влияют на эмпирическое исследование, и даже не в том, что они ему предшествуют, а в том, что традиционная онтология препятствует новому становлению, и прежде  всего становлению базиса нашего мышления, и что до тех пор  пока мы не научимся в каждом данном случае отчетливо  осознавать, что привнесенная нами в исследование теоретическая система носит частичный характер, наше постижение будет сохранять косность, недопустимую на современной стадии развития. Наши требования сводятся, следовательно, к  тому, чтобы мы всегда проявляли готовность признать частичный  характер любой точки зрения и понять, в чем этот частичный характер заключается; и мы полагаем, что сознательное выявление имплицитных метафизических предпосылок (которые  только и делают возможным эмпирическое исследование)  будет в значительно большей степени способствовать чистоте  научного исследования, чем их принципиальное отрицание,  вслед за которым они вводятся через черный ход.