А. Социология знания в качестве учения об экзистенциальной обусловленности знания

.

А. Социология знания в качестве учения об экзистенциальной обусловленности знания

Социология знания предстает перед нами, с одной стороны, как теория (см. гл. 2А), с другой - как метод историко-социологического исследования (см. гл. 5) экзистенциаль¬ной обусловленности мышления. В качестве теории она также может выступать в двух видах. В одном случае это - просто учение, устанавливающее факты (эмпирические данные), свя¬занные с феноменом социальной обусловленности знания; в этом случае она ограничивается феноменологическим описа¬нием и структурным анализом этой обусловленности; однако в ходе дальнейшего мыслительного акта она может превра¬титься в гносеологическое учение (см. гл.2 В), задача которого - поставить проблему гносеологической значимости самого факта экзистенциальной обусловленности знания.

Соответственно этому объектом нашего исследова¬ния в рамках социологии знания должна быть теория в двух ее аспектах:

а) во-первых, поскольку она является эмпирической теорией (теорией эмпирии), изучающей вопрос о наличии и своеобразии социально обусловленного знания; б) во-вторых, поскольку она делает из этих фактических данных гносеоло¬гические выводы. При этом можно принимать социологию знания как новый эмпирический метод в исследовании соци¬альной обусловленности фактического мышления, не разде¬ляя ее гносеологических выводов.

о исследования (см. гл. 5) экзистенциаль¬ной обусловленности мышления. В качестве теории она также может выступать в двух видах. В одном случае это - просто учение, устанавливающее факты (эмпирические данные), свя¬занные с феноменом социальной обусловленности знания; в этом случае она ограничивается феноменологическим описа¬нием и структурным анализом этой обусловленности; однако в ходе дальнейшего мыслительного акта она может превра¬титься в гносеологическое учение (см. гл.2 В), задача которого - поставить проблему гносеологической значимости самого факта экзистенциальной обусловленности знания.

Соответственно этому объектом нашего исследова¬ния в рамках социологии знания должна быть теория в двух ее аспектах:

а) во-первых, поскольку она является эмпирической теорией (теорией эмпирии), изучающей вопрос о наличии и своеобразии социально обусловленного знания; б) во-вторых, поскольку она делает из этих фактических данных гносеоло¬гические выводы. При этом можно принимать социологию знания как новый эмпирический метод в исследовании соци¬альной обусловленности фактического мышления, не разде¬ляя ее гносеологических выводов.