b) Отношение между понятием истины и социально-историческим «бытием»

.

b) Отношение между понятием истины и социально-историческим «бытием»

Здесь перед нами предстает еще более глубокая связь между конкретной исторической теорией познания и «бытием». Теория познания находит в конкретном состоянии знания данного периода (и тем самым данной социальной сферы) не только парадигму того, каким должно быть факти¬ческое, конкретное познание, но и утопическое представление об истине вообще (например, в форме утопической конструк¬ции сферы «истины как таковой»).

Так же, как возможные для данного времени утопии и чаяния, эти представления о том, что уже реализовано в дан¬ную эпоху (а не является созданием совершенно свободной фантазии или результатом вдохновения), и утопическое пред¬ставление о правильности, идея истины, возникает из конк¬ретных возможностей познания данной эпохи. Таким образом, понятие истины, также не установлено однозначно для всех времен и также подвержено историческому изменению. Сле¬довательно, представление об истине, формирующееся в каждый данный период, не является случайным, к конструк¬ции этого понятия ведет определенный путь: в соответствии с парадигматической формой знания и ее структурой в каждый данный период создается представление о том, какой должна быть истина вообще.

Следовательно, не только представление о знании во¬обще зависит от конкретно имеющегося, считающегося парадиг¬матическим знания и от осуществленных в его рамках ти¬пов знания, но и «понятие истины» обусловлено существующими в данный период типами знания. Таким образом, с помощью этих опосредствующих промежуточных звеньев образуется подспудная связь между теорией познания, господствующей формой знания и социально-духовной ситуацией данного времени. На определенной стадии анализ, совершаемый со¬циологией знания, проникает посредством метода партикуля¬ризации в сферу гносеологии, где подчас способствует устра¬нению конфликта между различными теориями познания, постигая каждую из них как теоретическую основу различных типов знания. Таким образом, для окончательного решения этой проблемы следует иметь в виду, что только после конфронтации различных типов знания и сложившихся на их основе теорий познания может быть построена обосновыва¬ющая все эти типы знания и теории познания и охватывающая их гносеология.