1.1.1. Творческая биография К.-О. Апеля

.

1.1.1. Творческая биография К.-О. Апеля

Карл-Отто Апель (род. 1922 во Франкфурте) принадлежит к числу тех философов послевоенной Германии, с именем которых связывают последнюю генерацию философской классики. Две мировых войны, одну из которых Апель целиком пережил лично, служа офицером немецкой армии на Восточном фронте, дали философам этого поколения достаточно материала для этической рефлексии, основанной на практике жизни как в диктаторском фашистском государстве, так и в условиях бессильной демократии Веймарской республики. Опыт этих философов в осмыслении принципов современной демократии стал существенным вкладом в процесс выхода Европы из эпохи авторитарных и тоталитарных режимов и становления демократии в том ее виде, в котором она оформилась после второй мировой войны и продолжает существовать сегодня.

Весь этот культурно-социальный контекст определил проблемное поле послевоенной дискуссии, в которой Апелю принадлежало одно из заметных мест. Наиболее значимым элементом этого контекста была холодная «война систем», дававшая почву для размышлений философам в неменьшей степени, чем политикам. Неудивительно, что Апель с самого начала был участником дискуссии с неомарксизмом, в особенности благодаря своим тесным связям с Франкфуртской школой. Хотя «критику Просвещения» со стороны Хоркхаймера и Адорно он воспринял скорее как вызов, тем не менее, именно влиянием «критической теории» и движения «новых левых», прежде всего, в лице Ю. Хабермаса, в течение некоторого времени являвшегося представителем Франкфуртской школы, следует объяснять интерес философа к социально-политической проблематике и вообще замысел трансцендентальной прагматики и дискурсивной этики.

Тем не менее, среди философских концепций, оказавших определяющее влияние на Апеля, следует упомянуть прежде всего герменевтику в ее хайдегеровской интерпретации. Принадлежность к хайдеггеровской школе Апель декларирует в обеих своих диссертациях.

Однако основной импульс теоретическим открытиям философа дали не вышеуказанные философские течения, а возрожденная идея трансцендентальной философии Декарта-Канта-Гуссерля, которая легла в основу ахитектоники трансцендентальной прагматики. Именно с поиском выхода из кризиса субъективной философии, который вынуждает уже Гуссерля искать подходы к понятию интерсубъективности, следует связывать основные интуиции философии Апеля, обращающие его к осмыслению природы языка. Столь же велика заслуга Апеля в изменении смысла понятия трансцендентальности, которое благодаря ему утрачивает свою неразрывную связь с философией сознания и превращается в исследование условий возможности форм коммуникации, изложение в категориальной форме правил употребления выражений речи во взаимосвязи действия и социума. Тем не менее, аргументация Канта, опосредованная плодотворным диалогом с Гегелем, остается в философии Апеля фундаментальной фигурой мысли, крепко связывающей его философию с традицией немецкой философской классики.

Таким образом, будучи в высокой степени оригинальной, философия Апеля не лишена эклектизма. Числя в своих оппонентах представителей чуть ли не всех философских направлений, философ не видит ничего зазорного в том, чтобы заимствовать идеи, лежащие в основе его концепции, у других философов: ему принадлежал их новый синтез и оригинальная интерпретация. Пожалуй, лишь идеи дискурсивной этики и ее окончательного обоснования восходили к самому Апелю и потому вызвали наиболее глубокий интерес.

Хотя авторитет Хабермаса в современном философском мире неоспорим, немало специалистов отдают Апелю приоритет в отношении уровня теоретической рефлексии перед Хабермасом.

Неспособность или нежелание экстенсивного развития тезисов трансцендентальной прагматики и работы над прикладной проблематикой стали, возможно, причиной того, что инициативу в «продвижении» дискурсивной этики Апелю пришлось передать Хабермасу и практически уйти в тень своего младшего коллеги.

О существовании школы и направления говорит, однако, не столько количество ее представителей, сколько рецепция идей трансцендентальной прагматики и дискурсивной этики в современной философской публицистике, ранг и значение ее оппонентов. Одно то, что свое отношение к дискурсивной этики должны были определить в том или ином виде такие философы как Ж.-Ф. Лиотар, Г. Альберт, Г. Люббе, Р. Рорти, Г. Хёффе, Н. Луман, О. Марке и др., говорит о многом.