1.2.2. Парадигма лингвистического поворота

.

1.2.2. Парадигма лингвистического поворота

В центре философских размышлений Апеля три основных проблемных поля: проблемы теории познания, которые он иногда объединяет под рубрикой «первой философии»; теория трансцендентальной прагматики, видное место в которой занимают проблемы философии языка; наконец, дискурсивная этика, обоснование которой глубоко встроено в первые два раздела. Следует оговориться, что между первыми двумя разделами границу можно провести только условно. Поскольку проблемам каждого из этих разделов будет уделено отдельное внимание, следует очертить основные контуры каркаса апелевской философии.

1. Было бы странным относить понятие «первой философии» к современному философу, тем более трансценденталистской направленности. Вопросы «первой философии», как учения об истине и бытии, связываемого с задачами метафизики, давно потеряли для современной философии свой притягательный интерес. Для Апеля такая постановка вопроса служит скорее для того, чтобы определить местоположение своей философии в координатах историко-философского процесса, в системе философских концепций.

1)             Онтологическая метафизика тематизирует мир объектов в перспективе универсальной категории бытия. Ее особенность в том, что она не ставит специального вопроса об условии возможности познания, о субъекте и о познавательном процессе. Подобный субъект, в котором возможно истинное познание интерсубъективного характера, постулируется в понятии божественного разума, который сам по себе «непостижим».

2)             Вопрос о возможности познания ставится, исходя из перспективы трансцендентальной философии сознания. Неразрешимой в этой парадигме оказывается проблема интерсубъективности познания: в ее наиболее современной версии, у Гуссерля, проблема истинности решается на основе «очевидности», или исполнения ноэматических актов;

3)             Лишь в парадигме лингвистического поворота преодолевается солипсизм философии сознания: само познание в ней трактуется как интерсубъективный коммуникативный процесс, обретающий свое единство посредством универсальных языковых значений. Таким образом, парадигма интерсубъективной прагматики является истинной «первой философией», в рамках которой посредством абстрагирования от определенных элементов (интерсубъективного сообщества или знакового опосредования) можно получить перспективу первых двух парадигм.

С первой философией Апеля связывает претензия, которую не часто услышишь от современного философа, а именно: об окончательном обосновании истины. После Э. Гуссерля с его замыслом «философии как строгой науки»

2. С трансцендентальной прагматикой и философией языка связано практически все написанное Апелем. Если в первых работах он следует в целом установившимся парадигмам исследования, то во второй период творчества он выдвигает самостоятельную исследовательскую программу. Апель подчеркивает, что рассмотрение мышления в обособленности от языка свойственно и философской, и психологической, и лингвистической традиции.

Привлечение прагматики в качестве методологической основы философии позволяет, на взгляд Апеля, решить многие из проблем, стоящих перед современной философией. Прежде всего, оно позволяет преодолеть традиционный солипсизм трансцендентальной философии сознания и найти адекватное обоснование принципу интерсубъективности. Путем рефлексии условий возможности коммуникации Апель приходит к обоснованию понятия идеального коммуникативного сообщества, которое по своей природе имеет интерсубъективный характер. Правила и условия коммуникации, имеющие значение в рамках коммуникативного сообщества, образуют нормативную и эвристическую структуру, изучение которой составляет главный предмет философской прагматики. Именно в открытии этого измерения рефлексии философ видит свою заслугу. Последовательное изучение прагматического измерения позволяет, на его взгляд, пролить новый свет на многие философские проблемы, такие как проблема обоснования, социального действия, этики. Прагматика становится эвристическим ядром, позволяющим сделать объектом философского анализа все конкретные сферы человеческой коммуникации, и, прежде всего, социальные и этические отношения.

3. В свете сказанного, концепция дискурсивной этики Апеля оказывается органическим продолжением трансцендентальной прагматики: учением о нормативных коннотациях коммуникации, или об «этике идеальной языковой ситуации».

значительные последствия для самого характера постановки этических проблем: обретая свою основу в нормах коммуникации, дискурсивная этика по-новому раскрывает возможности деонтического и когнитивитского подхода в этике, позволяя связывать воедино тип «формалистической» (по типу И. Канта) и «материальной» (по типу М. Шелера) этики. Историческое значение замысла Апеля демонстрирует уже то, что он впервые в философской традиции (после Платона) оживляет парадоксальный сократовский тезис «добродетель есть знание» и успешно обосновывает его методами современной философии.