Сноски

.

Сноски

Wittgenstein L., Tractatus logico-philosophicus. Tagebücher 1914-1916. Philosophische Untersuchungen. // Он же, Werkaus­gabe Bd. l, Frankfurt a.M., 1989.

Apel K.-O., Transformation der Philosophie. Frankfurt a.M., 1973. С. 173.

Apel K.-O., Der Denkweg von Charles S.Peirce. Franfurt a.M., 1975.

. Hösle V., Die Krise der Gegenwart und die Verantwortung der Philosophie. München, 1994. С. 105-107. Royce J., The Spirit of modern philosophy. Boston, 1892; Humbach K.-T., Das Verhältnis von Einzelpersonen und Gemeinschaft nach Josiph Royce. Heidelberg, 1962.

Apel K.-O., Das Problem der phänomenologischen Evidenz im Lichte einer transzendentalen Semiotik. // Benedikt M., Burger R. (Hrsg.), Die Krise der Phänomenologie und die Pragmatik des Wissenschaftsfortschrits. Wien, 1986. С. 78-99.

., 2001. С. 41-45.

См. Morris Ch., The Concept of Meaning in Pragmatism and logical Positivism. Actes de 8e Congres de Philosophie a Prague. 1934; Morris Ch., Signs, Language and Behavior. 4 ed., N.Y., 1950; Моррис Ю.У., Основание теории знаков. // Семиотика. Сб. под общей редакцией Ю.С. Степанова. М., 1983.

. Apel. K.-O., Zur Idee einer transzendentalen Sprachpragmatik. Die Dreistelligkeit der Zeichenrelation und die „abstractiv fallacy“ in den Grundlagen der klassischen Transzendentalphilosophie und der sprachanalytischen Wissenschaftslogik. // Simon J. (Hrsg.), Aspekte und Probleme der Sprachphilosophie. Freiburg, 289-306.

Apel K.-O., Transformation der Philosophie. 2. Bd., Frankfurt a.M. 1973. С. 149-161.

280. См. развернутую критику Гадамера Апелем: Apel K.-O., Transformation der Philosophie. Bd. 1. Frankfurt a.M., 1973. С. 43-51; Regulative Ideen oder WahrheitsGeschehen? Zu Gadamers Versuch, die Frage nach den Bedingungen der Möglichkeit gültigen Verstehens zu beantworten. // Apel K.-O., Auseinandersetzungen in Erprobung des transzendental-pragmatischen Ansatzes. Frankfurt, 1998. С. 569-609.

Apel K.-O., Transformation der Philosophie. Bd. 2. Frankfurt a.M., 1973. С. 21-32.

Apel K.-O., Transformation der Philosophie. Frankfurt a.M., 1973. Bd. 2. С. 102.

Там же. С. 50

Apel K.-O., Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis Vico. Bonn, 1963.

Apel K.-O., Transformation der Philosophie. Frankfurt a.M., 1973. Bd. 2. С. 55.

Там же. С. 240 и далее.

Apel K.-O., Die Erklären:Verstehen-Kontroverse in transzendentalpragmatischer Sicht. Franfurt a.M., 1979.

Признавая недостаточность каузального объяснения социальных процессов, Апель вместе с тем критикует теории герменевтического идеализма, которые предлагают воздержаться от каузального объяснения интенций и установок участников коммуникации, ограничившись только герменевтической процедурой понимания. Для Апеля важно не только понять установки действующих индивидов, но и установить критерии их оценки. Без этого герменевтический подход приводит к релятивистским формам историцизма, в которых разрушена связь герменевтической и этической рациональности. Проблема этической рациональности - ключевая для Апеля при рассмотрении социума. Пожалуй, главный вопрос всей трансцендентально-прагматической теории - это вопрос обоснования этических принципов, не прибегая к исторически реализованным системам нравственности. В этом плане Апель полностью отказывается от исторического обоснования этики, в котором усматривает опасность релятивизма, и идет по пути ее когнитивистского обоснования.

. Hösle V., Hegels System. Der Idealismus des Subjekts und das Problem der Intersubjektivität. 2 Bd., Hamburg, 1987.

Chomsky N., Logical Syntax and Semanics. Their liguistic Relevance. // Language, 31; Syntactic Structures. Hague, 1957; Aspects of the Theory of Syntax. Franfurt, 1965; Topics in the Theory of Generative Grammer. Hague, 1966; Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

. Habermas J., Was heißt Universalpragmatik? // Apel K.-O., Sprachpragmmatik und Philosophie. Frankfurt a.M., 1976. С. 202.

же. С. 27.

См: Austin J.L. How to do things with words. Oxford, 1962; How to do Things with Words. Camridge,1962; Searl J.R., Speech Acts. Camridge, 1969. Performative Utterances. // Pholosophical Papers, Oxford, 1961.

Frankfurt, 1998. С. 281-413.

Böhler D. Transzendentalpragmatik und kritische Moral über die Möglichkeit und die moralische Bedeutung einer Selbstaufklärung der Vernunft // Kuhlman W., Böhler D. (Hrsg.), Kommunikation und Reflexion. Frankfurt, 1982, С. 87.

Kettner M., Ansatz zu einer Taxonomie performativer Selbstwidersprüche. // Dorschel A. (Hrsg.), Transzendentalpragmatik, Frankfurt a.M., 1994. С. 187-212.

Apel K.-O., The Response of Discourse Ethics. Leuven, 2001. С. 44.

Apel K.-O., Ist die Ethik der idealen Kommunikationsgemeinschaft eine Utopie? // Voßkamp W. (Hrsg.) Utopieforschung, Bd. 1, Stuttgart, 1983. С. 341.

Apel K.-O., Das Problem einer philosophischen Theorie der Rationalitätstypen. // Schnädelbach H. (Hrsg.), Rationalität, Frankfurt/a.M., 1984. С. 24.

Apel K.-O., Fallibilismus, Konsenstheorie der Wahrheit und Letzbegründung. // Forum für Philosophie Bad Homburg (Hrsg.), Philosophie und Begründung. Frankfurt, 1987. С. 142.

. Apel K.-O., Transendental semiotics and truth: the relevance of a Peircean consesus theory of truth in the present debate about truth theories. // Он же, From a transcendental-semiotic point of view. Manchester, 1998. Но в теории истины Апеля важное место имеет гуссерлевская концепция истины как (феноменологической) очевидности, которую Апель дополняет и корректирует в духе положений анализа языка.

Frankfurt, 1987. С. 160.

Apel K.-O., Can an ultimate foundation of knowledge be non-metaphyscal? // Он же, From a transcendental-semiotic point of view. Manchester, 1998. С. 81-103.

Apel K.-O., Auseinandersetzungen in Erprobung des transzendental-pragmatischen Ansatzes. Frankfurt, 1998. С. 371 и далее. Метафизические коннотации дискурсивной этики, которые проявляются уже в ссылке на кантовское «царство целей», становятся предметом критики со стороны А. Вельмера: «Так же, как царство целей обозначает некое состояние, в котором уже не может быть моральных конфликтов, но реализуется безграничное единство и взаимопонимание субъектов между собой – т.е., в действительности, состояние, в котором не может быть более мыслима плюралистичность субъектов; точно так же обозначают формальные структуры идеальной языковой ситуации или условия идеального коммуникационного сообщества, если их брать как идеальный пункт побега в языковую действительность, не только идеальные условия рационального взаимопонимания, но в действительности одновременно условие идеального бытия взаимопонимания – т.е. снова состояние, в котором темнота, которая между субъектами и в них существует, окончательно просветляется. Однако без этой темноты нет более языка». Wellmer A., Ethik und Dialog. Frankfurt, 1999, С. 101-102.

Apel K.-O. Sprachpragmatik und Philosophie. Frankfurt, 1976. С.87.

Habermas J., Theorie des kommunikativen Handelns. 1 Bd., Frankfurt, 1981. С. 27 (Ссылка 53).

Habermas J., Theorie des kommunikativen Handelns. 2 Bde., Frankfurt, 1981; Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt, 1983; Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt, 1984.

См. Gottschalk-Mazouz N., Diskursethik. Theorien-Entwicklungen-Perspektiven. Berlin 2000. С. 38-41. Apel K.-O., Die Erklären:Verstehen-Kontroverse in transzendentalpragmatischer Sicht, Franfurt 1979. С. 112 и далее.

Kuhlmann W., Reflexive Letzbegründung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. Freiburg, München, 1985. С. 185 и далее. В этой форме особенно видна близость норм речевого употребления этическим нормам.

Grice P., Meaning, // The Philos. Review, 66 (1957), С. 377-388; Он же, Utterer’s Meaning, Sentence-Meaning and Word-Meaning. // Foundations of Language 4 (1968); Bennet J., Linguistic Behavior, Cambridge, 1976; Strawson P., Meaning and Truth. // Logico-Linguistic Papers, London, 1971; Он же, Einzelding und logisches Subjekt [Individuals] Stuttgart, 1972.

Apel K.-O., Läßt sich ethische Vernunft von strategischer Zweckrationalität unterscheiden? Zum Problem der Rationalität sozialer Kommunikation und Interaktion. // Apel K.-O., Reijen W.v. (Hrsg.), Rationales Handeln und Gesellschaftstheorie. Bochum, 1984. С. 32-41.

. Apel K.-O., Normative Begründung der „Kritischen Theorie“ durch Rekurs auf lebensweltliche Sittlichkeit? Ein transzendentalpragmatisch orientierter Versuch, mit Habermas gegen Habermas zu denken. // Он же, Auseinandersetzungen in Erprobung des transzendental-pragmatischen Ansatzes. Frankfurt, 1998.С. 649-701.

ановится даже иллокутивные акты в смысле Остина, когда говорящий посредством выражения стремится не дать нечто знать, но заставить в нечто поверить.

Apel K.-O., Läßt sich ethische Vernunft von strategischer Zweckrationalität unterscheiden? Zum Problem der Rationalität sozialer Kommunikation und Interaktion. // Apel K.-O., Reijen W.v. (Hrsg.), Rationales Handeln und Gesellschaftstheorie. Bochum, 1984. С. 32-41.

. Apel K.-O., Normative Begründung der „Kritischen Theorie“ durch Rekurs auf lebensweltliche Sittlichkeit? Ein transzendentalpragmatisch orientierter Versuch, mit Habermas gegen Habermas zu denken. // Он же, Auseinandersetzungen in Erprobung des transzendental-pragmatischen Ansatzes. Frankfurt, 1998.С. 649-701.