Сноски
.Сноски
Apel K.-O., Transformation der
Philosophie. Frankfurt a.M., 1973. С. 173. Apel K.-O., Der Denkweg von Charles
S.Peirce. Franfurt a.M., 1975.
Apel K.-O., Transformation der
Philosophie. 2. Bd., Frankfurt a.M. 1973. С. 149-161.
Apel K.-O., Transformation der
Philosophie. Bd. 2. Frankfurt a.M., 1973. С. 21-32.
Apel K.-O., Transformation der Philosophie. Frankfurt a.M., 1973. Bd. 2.
С. 102. Apel K.-O., Die Idee der Sprache in
der Tradition des Humanismus von Dante bis Vico. Bonn, 1963. Apel K.-O., Transformation der
Philosophie. Frankfurt a.M., 1973. Bd. 2. С. 55.
Признавая недостаточность каузального объяснения социальных
процессов, Апель вместе с тем критикует теории герменевтического идеализма,
которые предлагают воздержаться от каузального объяснения интенций и установок
участников коммуникации, ограничившись только герменевтической процедурой
понимания. Для Апеля важно не только понять установки действующих индивидов, но
и установить критерии их оценки. Без этого герменевтический подход приводит к
релятивистским формам историцизма, в которых разрушена связь герменевтической и
этической рациональности. Проблема этической рациональности - ключевая для
Апеля при рассмотрении социума. Пожалуй, главный вопрос всей
трансцендентально-прагматической теории - это вопрос обоснования этических
принципов, не прибегая к исторически реализованным системам нравственности. В
этом плане Апель полностью отказывается от исторического обоснования этики, в
котором усматривает опасность релятивизма, и идет по пути ее когнитивистского
обоснования.
Apel K.-O., The Response of
Discourse Ethics. Leuven, 2001. С. 44.
Apel K.-O. Sprachpragmatik und
Philosophie. Frankfurt, 1976. С.87. Habermas J., Theorie des
kommunikativen Handelns. 1 Bd., Frankfurt, 1981. С. 27 (Ссылка 53).