б) Понятие общественности
.б) Понятие общественности
То измерение, в котором следует искать «начало» политики, Апель находит не на институциональном или системном уровне, а на уровне политической коммуникации. Этот уровень на языке политической теории получил название «гражданского общества». Если с гражданским обществом связывается в первую очередь комплекс гражданских институтов, то Апель сужает его до более абстрактного понятия «общественности». Общественность, или публичность (Öffentlichkeit, английский перевод – public sphere, publicity), – та часть реального коммуникативного сообщества, в котором реализуются политические дискурсы, легитимирующие общественные институты. Апель в целом придерживается того смысла этого термина, который был придан ему в работах Хабермаса.
«Если я абстрагируюсь от всякой материи общественного права (согласно различным эмпирически данным отношениям людей в государстве или государств друг с другом), так как это обыкновенно мыслят правоведы, то у меня остается только форма публичности, возможность которой содержит в себе любое правовое требование, т.к. без нее не может быть никакой справедливости (которая может быть мыслима только как общественно применимая), вместе с ней никакого права, которое может появиться только из нее».
В философии Апеля по сравнению с кантовской вес понятия общественности усиливается вследствие того, что она становится социально-политическим представителем верховной инстанции истины – идеального коммуникативного сообщества. Реально же общественность всегда принципиально ограничена, ее участники неравноправны в отношении социального статуса или обладания информацией, интенции ее участников как правило, имеют стратегический характер, ее эмпирические дискурсы всегда неполны и, следовательно, не позволяют достигать полного консенсуса.
«Тысячи конференций, которые в наши дни ответственны за опосредование философской рефлексии, научного знания, политической и экономической практики, в большинстве случаев скорее имеют характер ярмарки (т.н. предложений и выступлений), чем аргументативных дискурсов, при которых интересы не только репрезенитруются, но и рассматриваются и уважаются всеми заинтересованными людьми как значимые требования».
В рамках резонирующей общественности задаются границы как экспертного знания, приобретающего непреодолимое значение в системной рациональности (технократии), так и иррационального дециссионизма власти (авторитаризма), определяющего императивы стратегической рациональности. Дискурсы резонирующей общественности уже сегодня с полным правом могут рассматриваться как «манифестация нестратегического и не связанного системно типа человеческой рациональности».
Описывая структуру общественности, Апель выделяет в ней теоретические и практические дискурсы. В первых участники только оценивают истинностные претензии, без привнесения в игру собственных интересов (handlugsentlasteter Diskurs). Во вторых участники, напротив, действуют на уровне дискурса, являясь одновременно субъектами потребностей или интересов или представителями таковых. Если в практических дискурсах участники приходят к практическим результатам, соответствующим принципу универсализации (U), то участники теоретических дискурсов лишь постулируют необходимость решения всех проблем посредством аргументов, т.е. лишь обосновывают необходимость перевода проблем в практические дискурсы.
«Все прагматически необходимые ограничения институциональной реализации этой регулятивной идеи (например, ограниченность дискурсов во времени, тематические ограничения, ограничение участников в смысле представительства интересов или выбора экспертов и т.д.) сами подчиняются постулату достижения консенсуса и поэтому являются принципиально пересматриваемыми».
У этого принципа есть ограничения, называемые парадоксом К.-Г. Итлинга.
Понятие «резонирующей общественности» и смежные с ним кантовские представления о «республиканизме» и «правовой общности мирового гражданства» включаются в дискурсивной этике в концепцию «свободной от господства коммуникации» (Хабермас).
Говоря об общественности, нельзя не коснуться концепции «открытого общества» К. Поппера, в рамках которой эта проблема получила наиболее широкое обсуждение. В философский обиход понятие «открытого общества» было введено А. Бергсоном. Согласно концепции Бергсона, изложенной в работе “Два источника морали и религии”, формирование открытого общества связано с развитием толерантных морально-религиозных представлений индивида, а процесс перехода от закрытого к открытому обществу является скачкообразным. Понятие открытого общества у Поппера возникло в период идеологической конфронтации Запад – Восток. В отличие от иррационалиста Бергсона Поппер строит обоснование открытого общества на фундаменте рациональности: в открытом обществе решения принимаются на основе критического обсуждения аргументов.
Поппер исходил из кантовского различения политики и морали: политика, как считал Кант, не то же, что и мораль. Она строится не на субъективных максимах, а на идее права. С точки зрения Канта, государство легитимно лишь тогда, когда оно строится на правовых принципах. Апель же обращает внимание на тот факт, что нормативные решения, принимаемые в процессе критической аргументации, должны быть обоснованы с моральной точки зрения солидарной ответственности, лежащей в основе практической дискуссии.
Далее, по мнению Поппера, общество должно усовершенствоваться путем внедрения обоснованных наукой технологий. Другими словами, основой критической теории общества у него становится социальная технология и демократическая процедура. Апель обращает внимание на изъяны социально-технологической концепции общества. С его точки зрения, основной критерий открытого общества – это публичное обсуждение целей и потребностей его членов и, исходя из этого, формирование общественных норм. Господство же социальной технологии и, соответственно, стратегической рациональности подчиняет себе свободную дискуссию. Социально-технологические мероприятия должны находиться по контролем общественности.
Успех концепции Поппера вытекал из убеждения послевоенного времени, что процесс достижения консенсуса в демократическом обществе строится на чисто дециссионистской основе достижения баланса интересов и возможен только при условии исключения моральных (как и религиозных) убеждений из общественно-правового процесса.1933 г.), будет иметь полное морально-правовое основание.
«Принцип фаллибилизма предполагает – вместе с дискурсивным принципом – также этический принцип, который не может быть опровергнут никакими мыслимыми фальсификациями гипотез, т.к. он со-положен в понятии опровержения гипотез посредством аргументов. Предположено в дискурсивном принципе и следующее: то, что максимальное принятие во внимание фаллибильности человеческого разума посредством создания и осуществления теоретических и практических проблемных дискурсов является этической обязанностью».