г) Дискурсивное обоснование демократии
.г) Дискурсивное обоснование демократии
По своей интенции и содержанию дискурсивную этику справедливо называют «этикой демократии». По сути, принцип парламентарной демократии – достижение консенсуса в ходе дебатов – превращается здесь в масштаб для всех этических норм и переносится на весь спектр общественных, правовых и политических проблем. Тем не менее, Апель встречается с серьезными проблемами при обосновании демократии.
Обоснование и легитимация демократических институтов
производится Апелем на основе приоритета общественности и выводится из
необходимости реализации «свободной от господства коммуникации». Анархическая
попытка обоснования внеинституциональной и внегосударственной «свободной
ассоциации работников» или участников аргументации была Апелю в корне чужда.
Реальный дискурс всегда предполагает существование организационных форм, а
организационные формы кристаллизуются в «институты дискурса». Как институт
дискурс является одной из систем самоутверждения среди других и подчиняется
соответствующим закономерностям. Однако в качестве института, в котором находят
разрешение нормативные притязания на значимость, дискурс преодолевает рамки
обусловленных конвенциональным мировоззрением институтов и может
рассматриваться как постконвенциональный институт, обладающий метаинституциональным
статусом.
Для своей реализации институты дискурса в науке, средствах
массовой информации, общественности требуют функции защиты и гарантий «вовне».
Поэтому институты дискурса могут рассматриваться как подсистемы государственной
системы самосохранения, опирающиеся на ее функцию господства. «Политическая
функция господства – в особенности правовое принуждение – предполагается для
того, чтобы сделать аппроксимативно возможным идеальный консенсус всех
заинтересованных вопреки фактическим консенсусам ограниченных групп интересов».
«Особенность легитимации демократической формы правления
заключается в том, что фактический консенсус большинства заинтересованных или
их представителей, который предполагает и образует общественные дискурсы,
является более предпочтительной аппроксимацией идеального консенсуса
заинтересованных, чем его предвосхищение в «мудром правителе» или элите…
Политически-исторический и юридический революционный шаг с долговременными
последствиями заключается в том, что правовое государство как институт
приобретает метаинституциональную инстанцию дискурсивной легитимации и критики
и само ее защищает и гарантирует».
Сила демократии заключается также в том, что она
способствует развитию рациональности, которая в инстанции «критикующей и
ставящей себя под вопрос общественности» превосходит границы устоявшихся систем
субстанциальной нравственности и способна посредством реформ вести ко все новым
уровням социально-этического развития. В демократию, пишет Апель,
инкорпорирован «дух столь же скептически-трезвой, сколь и в целом
оптимистической философии, которая не несет сама по себе сомнения в истине, как
полагал Бердяев, но скорее доверяет ее частичное открытие каждому находящемуся
в условиях конечности человеку как равноправному собеседнику».
Исходя из сказанного, понятно, что высшую ценность демократического
государства Апель видит в парламентской демократии. Именно в этой форме, а
вовсе не в анархических формах прямой демократии, становится реализуемым
порядок упорядоченных дискурсов. Важнейший структурный момент такой
упорядоченности заключается в принципе разделения властей в правовом
государстве. Благодаря этому принципу исполнительная власть, принимающая на
себя функцию власти и сохранения социальной системы, подчиняется решениям,
сделанным на основе дискурса общественных представителей. В свою очередь, рамки
этого представительского дискурса определяются с помощью созданного обществом
конституционного собрания и независимой (в смысле традиции естественного права)
судебной властью/конституционным судом.
Из того же теоретического источника питается апелевская
критика иных форм правления (монархии и аристократии) и тоталитаризма.
Тоталитарная система является чем-то полностью противоположным коммуникативному
сообществу. В своем единстве она парализует свободную волю членов сообщества,
индивидов. В ней абсолютизируется конвенциональная мораль «rule and order»,
приобретая чудовищные архаические формы. Тоталитарная система немыслима вне
торжества утопического сознания, в котором этические идеалы приобретают
качество стратегических целей.
Как и в случае с правовым государством, многие критики
указывали Апелю на трудности дискурсивного обоснования демократической
государственности.
Апель часто обращается к этой точке зрения как примеру
непонимания сути его философии. Речь в ней идет не о реальном ходе
демократического процесса, а об идеальном принципе демократии, вокруг которого
вращается демократический процесс. Не все условия демократических соглашений
могут быть обоснованы с соблюдением демократической процедуры. Это касается
самого стремления в случаях конфликтов к достижению соглашений и готовности им
безусловно следовать. Какие бы формы не принимала политическая практика, в ее
основании, в конце концов, оказывается желание граждан высказать свою точку
зрения всем членам общества и ожидание того, что эта точка зрения будет
услышанной и политически признанной. Именно этой известной по обыденной жизни
ситуации не реализует в политической практике никакая другая политическая
форма. Этико-политическая концепция Апеля вступает в противоречие с
представлениями некоторых других отраслей социологии, в частности,
конфликтологии. Будучи ориентированной на конфликты и их разрешение,
дискурсивная этика в тенденции ориентирована на восхождение путем практических
дискурсов ко все более высоким уровням дискурса. Это не вписывается в те
конфликтологические концепции (Л. Козер), которые считают «истинностные»
конфликты о ценностях (дебаты) наиболее малопродуктивными и неконструктивными с
точки зрения их разрешения.
Позиция Апеля в отношении практических конфликтов
действительно «бескомпромиссная». Рациональным решением он считает только
такое, которое будет этическим, т.е. учитывающим интересы всего общества, а не
самих участников таких конфликтов.
Еще одна точка зрения, с которой полемизировал Апель,
заключалась в том, что демократии вообще не требуется философское и этическое
обоснование. Ричард Рорти считал это выдуманной проблемой. В работе «Приоритет
демократии над философией»
«Мы хороши тем, что мы в конце концов – посредством
убеждения, а не насилия – сможем и других привести к мнению, что мы хороши…
Ученики Дьюи, к которым я принадлежу, хвалят демократию и государство
благосостояния, но они делают это путем сравнения с тем, что предлагается
другими, а не потому, что они верят, что эти институты более соответствуют
человеческой природе, чем феодализм или тоталитаризм».
Необходимость философски-этического обоснования демократии
Апель демонстрирует тем, что сама аргументация Рорти содержит такое обоснование
в качестве petitio principii. Последовательная стратегия избежания
универсального измерения и проблематики философского обоснования просто не
удается Рорти. Он оказывается в этом измерении уже тогда, когда считает
возможным сравнивать разные формы общественного порядка или апеллирует к таким
«очевидным благам» демократии, как справедливость, толерантность, консенсус,
права человека. Когда Рорти говорит о возможности «убеждения» других, замечает
Апель, не предполагает ли он тем самым аргументы и, соответственно,
рациональные критерии как преимущественные инструменты убеждения? Однако самая
большая неправда кроется во мнении, что «здравого смысла» и
случайно-исторических обстоятельств – традиции, национальных и культурных
ценностей и добродетелей – может быть достаточно для становления либеральной
демократии. История немецкого народа в ХХ веке служила для Апеля достаточным
аргументом того, что это не так.