Отдавая должное «реальной политике», способствовавшей
избежанию глобального конфликта, Апель обозначает границы и даже тупики этой
позиции. Политика стабилизации отношений противостояния (военного паритета)
практически бессильна перед возможностью их дестабилизации. Нарушение паритета
сил и даже качественное изменение ситуации в смысле возможности превосходства в
ядерной войне может, по его мнению, спонтанно возникнуть в результате
технологического развития. Оно может стать следствием изменения стратегических
условий посредством изменений политической карты мира или ситуации во
внутренней политике той или другой стороны. Один только соблазн получения
существенных преимуществ в результате упреждающего удара способен привести к
полной потере контроля за ситуацией.
Официальная политика стабилизации стратегического паритета,
отмечал Апель, грозит законсервировать ситуацию и даже блокировать новые
возможности прогресса и реформ как в странах первого, так и в странах второго
мира, она не позволяет изменить тяжелую ситуацию в третьем мире. Однако
недалекими являются и предложения о «новом начале» во взаимных отношениях, на
которые реальный политик – с обеих сторон – не имеет права даже откликаться.
Тем не менее, из перспективы 1984 года Апель видит возможность третьего пути. В
рамках указанного пути политика ответственности приобретает направление в
сторону разрешения конфликта.
Альтернативный способ стабилизации стратегического паритета
путем разоружения является желанной, однако, почти невозможной задачей. Он
предполагает доверие сторон и, следовательно, отказ от манихейской цели
взаимного уничтожения в пользу этики консенсуса. В какой-то момент он требует
отказа от стратегической рациональности, так как никакой акт снижения
безопасности невозможен без соглашений о взаимно ожидаемом поведении сторон.
Пространство между обещанием и исполнением несет в себе неизбежный риск для
всякого договора.
Выход из «апории разоружения» Апель видит в осознании факта,
что идеал коммуникативного сообщества, который контрафактически антиципируется
в ходе подобных переговоров, уже имеет – даже в условиях холодной войны –
некоторый реальный эквивалент. Имеется ввиду не просто «добрая воля», а
укрепляющие доверие мероприятия, начиная от «готовности к диалогу» как
гуманитарной фикции и заканчивая разнообразными формами экономической и
политической кооперации.
Оценивая предложения Апеля по «кризисному менеджменту» из
перспективы исторической удаленности, нельзя не признать определенную
прозорливость его взглядов, особенно в отношении начальной фазы разоружения.
Действительность, однако, опередила его самые смелые представления,
рассчитанные на Langzeitstratiegie (долговременную стратегию): история пошла
скорее по пути Neuanfang der Geschichte (новое начало истории).