3.1. Социально-философское понятие глобализации
.3.1. Социально-философское понятие глобализации
Еще в начале 90-х глобализация едва ли тематизировалась как
проблема.
На фоне потока литературы о глобализации бросается в глаза
дефицит философско-теоретических работ, в которых присутствует серьезный
научный анализ. «Господствующие экономические и социальные теории не
анализируют процесс глобализации, – отмечает латиноамериканский автор Ф. Хинкельамерт,
– они превозносят его».
Сколь оригинален тот процесс, который именуется
глобализацией? На наш взгляд, как раз в этом пункте наименьше ясности,
поскольку схожие процессы углубления международной интеграции наблюдались с
середины XIX в. уже несколько раз, но каждый раз были останавливаемы глубокими
кризисными явлениями.
В этой связи перед философами стоит насущная задача создать
теоретический фундамент для дискуссий о глобализации. Несмотря на то, что
явления глобализации носят эмпирический характер, существует потребность
концептуального осмысления понятийной базы этих процессов. Глобализация,
несомненно, вносит коррективы в фундаментальные теории общества, а в ряде
случаев может даже привести к их пересмотру.
О глобализации стремятся говорить не как о явлении, а как о
процессе, т.е. ряде легко узнаваемых тенденций (как говорил Несбит,
«менатенденций»
В настоящее время, помимо множества эмпирических наблюдений
относительно процессов глобализации и их политических оценок, сформировалось
несколько методологических подходов систематического изучения глобализации.
Каждый из них восходит к определенному философскому видению сущности этих
процессов.