3. 2.1. Глобализация и информационная революция

.

3. 2.1. Глобализация и информационная революция

Среди попыток осмысления новых тенденций развития постиндустриального общества особая популярность принадлежит теории информационного общества. Понятие информационного общества предполагает, что информация становится в обществе величиной, определяющей все прочие жизненные измерения.

Возникновение общей статистически-математической теории информации связано с усилиями более точно описать процессы коммуникации и процессы принятия решений.

Очевидно, что информация является необходимым ресурсом для выживания и развития социальных систем. При этом информационным можно считать такое общество, которое способно обеспечивать постоянный и оптимальный прирост количества информации для функционирования всех своих развивающихся подсистем, способно ее обработать и потребить. Очевидно, что более совершенным является то общество, которое производит и потребляет большее количество информации. Такое общество создает разветвленную институциональную подсистему информационных потоков, ответственную за внутренний и внешний информационный обмен. Информация является кровеносной системой общества, без которой общественный организм не мог бы двигаться и жить.

Если взять во внимание традиционные общества, то в специализированных институтах получения и обработки информации здесь нуждались только непосредственно органы управления. Другие институты общества довольствовалось спонтанным обменом информации в ходе социализации индивидов. Традиционные общества отличались, соответственно, высокой степенью закрытости и изолированности. Э. Дюркгейм указывал на ячеистый характер традиционных обществ с механической солидарностью, почти лишенных информационного взаимообмена.

На этом фоне разительны отличия современного дифференцированного общества. Специализация и плюрализм социальных систем требуют более разветвленного и интенсивного информационного обмена, который обеспечивается институционализацией подсистем, отвечающих за снабжение информацией. «Общество услуг», определяющее доминирующую тенденцию постиндустриальных обществ, зиждется на интенсивном информационном обмене. Информация активно взаимодействующих и коммуницирующих субъектов не может быть более статичной и имперсональной. Она должна быть актуальной, быстро меняющейся, дифференцированной и объективной. Она должна свободно переливаться через границы языков и расстояний, становиться все более объемной и общедоступной. «До сих пор ничто не указывает на границы производства и использования знания … Производство научного знания и технических инноваций превратилось в центральную движущую (продуктивную и инновационную) силу индустриальных обществ, которая опирается преимущественно на успешное применение методологического инструментария современной науки и использование неисчерпаемого ресурса «информации»», – справедливо считает Р. Крайблих.

Об экспоненциальном росте объемов информации было сказано в начале первой главы. Так, в течение всего 11 лет с начала развития сети Интернет (1989) количество информационных сайтов достигло 1 млрд., увеличиваясь ежегодно на 20-40 %. Ежегодно в мире издается около 1 млн. заглавий книг. На определенном этапе своего роста информация перестает быть локальной. Объединение большого числа информационных ресурсов в единую сеть представляет собой один из первостепенных символов эпохи глобализации. Глобализация обуславливает не только открытость и доступность информации, но и ее стандартизацию, следовательно, снижение стоимости и ускорение обработки. Ключевым моментом этого процесса является математизация информации, благодаря которой минимизируются усилия на перевод информации. Этой же цели служит унификация инструментов работы с информацией (программное обеспечение), развитие единого мегаязыка информационной эпохи, в роли которого выступает английский язык и т.д.

Ядром информационного общества является повышение ценности фактора знания, науки. Наука становится главной производительной силой, генерирующей инновации и меняющей профиль современных обществ. Наука в информационном обществе – несколько иной феномен, чем это было в индустриальную эпоху. Наука сама становится информационной индустрией, а индустрия – наукой.1973 г.,

Переход в информационное общество уже достаточно ощутимо сказывается на изменении экономической структуры общества. Это проявляется не только в росте сферы услуг, которая составляет около 70% продаж современной экономики.

Таб. 5

Отрасли индустрии

Мировой оборот 1994, $ млрд.

Информационные технологии

1260

Автомобильная

970

Нефть

800

Продукты питания

680

Электротехника

550

Химия (включая фармокологию)

480

Машиностроение

470

Металлургическая/сталеплавильная

300

Авиакосмическая

230

 

Столь радикальное изменение информационного профиля современного общества имеет далеко идущие социальные и этические последствия. Если в индустриальном обществе «правом» на информацию обладали преимущественно институты, то в постиндустриальном обществе активными субъектами информационного обмена становятся индивиды.

Одной из форм, в которых происходит обмен информацией, оценка и оформление информации, является дискурс. Дискурс – канал, в котором информация артикулируется как концептуально согласованная точка зрения. Апелевский идеал коммуникативного сообщества требует, чтобы каждый член общества имел право на обладание полной информацией, которая необходима для определения им собственной позиции по каждому вопросу, требующему разрешения. Из этого вытекает, что доступность информации, а также ее достоверность, глубина и качество являются этически релевантными нормами общественной жизни. Ограничение информации, исходя из стратегических мотивов, неразвитость информационной структуры, информационное неравенство характеризуют этически ущербное общество, поскольку не удовлетворяют одному из основных требований – требованию симметрии шансов участников коммуникации.