Доказательство  и опровержение

.

Доказательство  и опровержение

Подавляющее число положений науки принимается за истинные не на уровне чувственного познания и не отдельно от всех других истин, а на уровне логического мышления, в связи с другими исти­нами, т.е. путем доказательства. Доказательность — жизненный нерв научного мышления.

Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказатель­ства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется поло­жение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказывае­мого тезиса, называются основаниями или аргументами. Последние состоят из достоверных фактов, определений, аксиом и ранее дока­занных положений.

По словам В.Ф. Асмуса, связь оснований и выводов из них, имею­щая результатом необходимое признание истинности доказываемо­го тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения науки может быть различным, осно­ванным, например, на дедукции, индукции, использовании анало­гий, моделирования и т.п. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Поскольку она не дана вмес­те с самими основаниями, а должна быть установлена, постольку доказательство — теоретическая задача.

От примитивных способов доказательства, опиравшихся на не­точные, приблизительные и потому часто ошибочные наглядные представления, до современных доказательств, опирающихся на удостоверенные факты, точно определенные понятия, на свободные от противоречий и достаточные в своем числе аксиомы, а также на уже строго доказанные ранее положения, практика доказательства прошла большой путь совершенствования, подняв умственную куль­туру на уровень современной науки.

Итак, рассмотрением проблем теории познания мы завершили изложение содержания тех вопросов, которые составляют, будучи вместе взятые, основы общей философии и включают в себя учение о бытии, категориальный строй философского разума и теорию по­знания. Теперь мы переходим к проблемам философской антропо­логии, т.е. учению о человеке и его бытии в мире, прежде всего о духовном мире человека.