О многомерности  человека

.

О многомерности  человека

Мы подходим к человеку с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни одно измерение в отдельности не раскры­вает феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономернос­тям или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат кото­рого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, фи­зиологическому), но его содержание, конкретная наполненность — это уже безусловное взаимопереплетение психического и социаль­ного, причем такое, в котором социальное, будучи опосредованным эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уро­вень существования его организменных (биофизических, физиоло­гических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамичес­кой системы, стремящейся к сохранению своей целостности.

Психологическая наука дает богатый экспериментальный мате­риал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормально­го человеческого общества возможны существование и развитие нормальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие об­щения, изоляция индивида ведут к нарушениям состояния его со­знания, а также эмоционально-волевой сферы. Таким образом, идея человека предполагает другого человека или, точнее, других людей.

Ребенок появляется на свет уже со всем анатомофизиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тыся­челетия. Но ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых су­ществ. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств со­всем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не ов­ладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произ­носимые ими звуки походили на звуки тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это яркий при­мер того, что человек в собственном смысле слова есть существо социальное.

Не претендуя на статус определения, суммируем кратко сущностные черты человека. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимос­ти, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, го­ворит Вл. Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, — и не только от его свободы, но и от самого его суще­ствования не остается совсем ничего.

В разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут не­сколько смещаться в ту или иную сторону. Но в итоговом осмысле­нии непременно должно осуществиться совмещение этих сторон че­ловека. Можно и нужно исследовать, например, то, как проявляется природная, биологическая сущность общественно развитого чело­века или, напротив, социально-психологическая сущность природ­ного начала в человеке, но само понятие человека, его личности в том и в другом исследовании должно основываться на понятии един­ства социального, биологического и психического. Иначе рассмот­рение покинет область собственно человеческой сферы и займется натурализмом или схоластикой.

Подобное ограниченное рассмотрение человека нередко приво­дит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и со­циального в нем. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма (греч. pan — весь, вся­кий), например, различного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняются непреодолимыми природными качествами человека или, наоборот, фактическим воздействием «среды».

Обе доктрины исходят из того, что генетическая природа чело­века в целом требует исправления, а ближайшее будущее грозит че­ловечеству гибелью из-за биологических факторов. В таких условиях только генетика, взяв биологическую эволюцию «в свои руки», может отвести эту зловещую угрозу. И на волне данных идей всплы­вает несколько обновленная евгеника (учение о наследственном здо­ровье человека и методах влияния на эволюцию человечества для совершенствования его природы. Использовалось для биологичес­кого обоснования расизма и национализма), заявляющая, что, хотим мы этого или нет, но наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частичную се­лекцию для «пользы» человечества. Если отвлечься от чисто гене­тических возможностей селекции, возникает множество нравствен­но-психологических вопросов: как определить, кто обладает гено­типом с желаемыми чертами и вообще кто должен и может решать вопрос о том, что именно желанно.

Гипертрофирование генетических факторов и селекционных возможностей, свойственное социал-биологизму и социал-дарвиниз­му, имеет своей предпосылкой умаление социального начала в че­ловеке. Человек — это действительно природное существо, но вмес­те с тем социально-природное. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе.

Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внеш­нем признании важности биологического фактора высказываются неоправданно оптимистические утверждения о возможности бы­строго и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных соци­альных рычагов менялась общественная психология (вплоть до мас­совых психозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, глав­ное, обратимы. Человек после временного иступления всегда возвра­щается к своему исходному состоянию, а иной раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Реформаторская штурмовщина и кратко­срочные изматывающие рывки не имеют исторического и социального смысла — они только дезориентируют волю и нарушают логику ес­тественного развития.

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала? Человек рождается как биосоциальное един­ство. Но он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума. Механизм наследственности, определяю­щий биологическую сторону человека, включает в себя и его соци­альную сущность. Новорожденный — не tabula rasa,  на которой среда «рисует» свои причудливые узоры. Наследственность снабжает ре­бенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем способностей к подража­нию и обучению. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения ему еще нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общение с ними, именно оно формирует его психику, нравственность, куль­туру, социальное поведение.

Каждый здоровый человек обладает послушными его воле паль­цами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух истоков — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социаль­ного, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой ка­чественной ступени — человеческой личности.

Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. В самом деле, его практические действия яв­ляются индивидуальным выражением исторически сложившейся об­щественной практики человечества. Орудия, которыми пользуется человек, выполняют выработанную обществом функцию, предопре­деляющую приемы их применения. Каждый человек, приступая к делу, учитывает то, что уже сделано. Все, чем он обладает, чем от­личается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком.

Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым и с его частями вплоть до атомарных, со степенью аккумуляции и прелом­ления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни об­щества. Вот почему уровень развития личности есть показатель уровня развития общества и наоборот. Однако личность не рас­творяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в обще­ственное целое.

Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Она свободна там, где не только служит средством для осуществле­ния общественных целей, но и выступает самоцелью для общества. Только высокоорганизованное общество создаст условия для фор­мирования активной, всесторонней, самодеятельной личности и сделает именно эти качества мерой оценки достоинства человека. Именно высокоорганизованное общество нуждается в таких личнос­тях. В процессе созидания такого общества люди формируют в себе чувство собственного достоинства.