Д

.

Д

Д'АЛАМБЕР Жан Лерон (1717—1783) — философ эпохи Просвещения во Франции, один из авторов и составителей «Энциклопе­дии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В основе его философских взглядов лежат сенсуализм и скептицизм.

 

ДЕКАРТ Ренэ (1596—1650) — французский математик и философ. Отводил решающую роль в исследовании природы разуму, сведя роль опыта к проверке данных интеллекта. Он стремился разрабо­тать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Воззрения Декарта на природу носили в основном меха­нистический характер: Вселенная — это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный им­пульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал (хотя и на механистической основе) идеи эволюции и провел их через все области учения о при­роде. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о единстве универсума. Материя находится в непрерывном количест­венном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные — это сложные машины. Человек в отличие от жи­вотных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.

Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Де­карта является субстанция, которая характеризуется как вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, ко­торое самодостаточно — в отличие, например, от свойств, функций, отношений и т.п.

Декарт делил сотворенный Богом мир на два рода субстанций — духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима (этот подход также уходит корня­ми в античность). Субстанции обладают соответствующими атрибу­тами — мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие и не приобретенные в опыте. Таким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное. Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возмож­ности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей.

 

ДЕМОКРИТ (р. ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости) — древнегреческий философ-атомист.

Демокрит и другие атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота — един­ственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пусто­те, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все много­образие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных ато­мов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным — с единой субстанцией.

Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического ма­териала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточ­ный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо ос­новании и в силу причинности.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд  в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум; мир создан божественным разумом, и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.

 

ДЖЕЙМС Уильям (1842—1910) — американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джеймсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. Темпера­мент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок. Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них — «мягкий»: ра­ционалист, оперирующий «принципами», интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик; другой — «жесткий»: эмпирист, оперирующий «фактами», сенсуалист, матери­алист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. Джеймс разрабатывает посредствующую систему — прагматизм, ко­торый способен оставаться религиозным, подобно рационализму, и в то же время сохранить интимнейшую близость с фактами.

Огромной заслугой Джеймса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. Он приписывал со­знанию такие основные признаки: всякое состояние сознания явля­ется состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание), в сознании происходит постоянная смена его состояний — «поток сознания», и он непрерывен; созна­ние есть активное начало.

В теории познания Джеймс исходит из признания исключитель­ной значимости опыта. Противопоставляя эмпирический метод ме­тоду рационалистическому, он создал учение, которое назвал ради­кальным эмпиризмом. По Джеймсу, истинность знания определяет­ся его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступ­ков. Джеймс абсолютизировал успех, превращая его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте по­знания.

Философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, ко­торые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилия­ми в ходе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в вы­боре средств, необходимых для достижения успеха.

Джеймс защищал принцип свободы воли и идею бессмертия души.

 

ДИДРО Дени (1713—1784) — мыслитель французского Просвеще­ния, ученый-энциклопедист, по политическим взглядам демократ.

Дидро говорил, что от молекулы до человека тянется цепь су­ществ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. Он, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось в его тонкой характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чув­ствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание био­логическим проблемам. Образованность и прозорливость позволи­ли Дидро высказать идеи, ставшие предвестием эволюционной тео­рии в мире живого.

Ему принадлежит глубокая мысль: «Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него».

 

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833—1911) — немецкий историк культуры и философ, представитель философии жизни, один из основополож­ников современной герменевтики.

Центральными для Дильтея являются понятия «жизнь», «куль­турно-исторические реалии». Задача философии (как науки о духе) состоит в том, чтобы понять «жизнь» исходя из нее самой. В этой связи Дильтей выдвинул метод понимания как непосредственно­го постижения некоторой духовной целостности — в смысле целост­ного переживания. Понимание, родственное интуитивному проник­новению в жизнь, он противопоставляет методу объяснения, приме­нимому в науках о природе, где мы прибегаем к рассудочному дока­зательству. По отношению к культуре прошлого понимание выступа­ет как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой.

 

ДИОГЕН (ок. 400 — ок. 325 до н.э.) — древнегреческий философ, киник. Считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Критически относился к искусству. Считал мир плохим, а блага жизни непрочными. Выход видел в независимости от мира и в смирении.

 

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821—1881) — великий русский писатель-гуманист, гениальный мыслитель.

Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность фило­софского осмысления судеб русской истории. Самобытный путь России заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» бла­годаря широте его «нравственного захвата». На этом пути необхо­димо соблюдать три основные истины: отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; общественная правда не выдумыва­ется отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве; наконец, эта правда имеет значение религиозное и необходимо свя­зана с верой Христовой.

Достоевскому присуще «иступленное чувство личности». Это сближает его с Кантом. Оба мыслителя сходились в том, что религия Христа является воплощением высшего нравственного идеала лич­ности. В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни увидеть решение «последних вопросов» бытия. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к иде­альному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот его идеал! Достоевский делал упор на «рус­ское решение» социальных проблем, предполагающее отрицание ре­волюционных методов общественной борьбы, идею особого исто­рического призвания России, способной объединить народы на ос­нове христианского братства.

Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В об­ласти философии Достоевский был скорее великим провидцем и пророком, нежели строго логичным и последовательным мыслите­лем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимули­ровал развитие экзистенциальной и персоналистической философии на Западе.

 

ДЬЮИ Джон (1859—1952) — американский философ, один из виднейших представителей прагматизма.

Фундаментальным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления челове­ческой жизни. По мысли Дьюи, философия возникла не из удивле­ния, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и ра­зума, соответствующий нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных си­туациях, и поиске средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходи­мых интеллектуальных инструментов. Отсюда и стержневая идея мыслителя, определяющая суть его философии, — инструмента­лизм. По Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. Практическая целесообразность — критерий не только ис­тинности, но и моральности. Под этим углом зрения Дьюи рассмат­ривал, в частности, и проблемы религии.

 

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917) — французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы и структур­но-функционального анализа.

Предметом социологии, по Дюркгейму, являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Эти факты подразделя­лись им на морфологические, составляющие как бы материальный субстрат общества (к ним относились в основном демографические и экономические факторы), и духовные, которые формулируются в моральных нормах, юридических предписаниях, религиозных ве­рованиях и различных категориях, выражающих коллективный опыт. Это определило и понимание им метода, который по образцу естественных наук также должен быть позитивным, т.е. давать по­ложительное знание. Структурно-функциональный подход рассмат­ривает общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, как социальную реальность, несводимую к биологической и психологической. Центральной проблемой эмпири­ческой социологии выступала проблема общественной солидарнос­ти, в которой Дюркгейм различал два основных вида — «механичес­кую» и «органическую».

Дюркгейм рассматривал религию как синоним идеологии. Преодоление кризиса общества он видел в совершенствовании мо­рали.

 

анализа.

Предметом социологии, по Дюркгейму, являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Эти факты подразделя­лись им на морфологические, составляющие как бы материальный субстрат общества (к ним относились в основном демографические и экономические факторы), и духовные, которые формулируются в моральных нормах, юридических предписаниях, религиозных ве­рованиях и различных категориях, выражающих коллективный опыт. Это определило и понимание им метода, который по образцу естественных наук также должен быть позитивным, т.е. давать по­ложительное знание. Структурно-функциональный подход рассмат­ривает общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, как социальную реальность, несводимую к биологической и психологической. Центральной проблемой эмпири­ческой социологии выступала проблема общественной солидарнос­ти, в которой Дюркгейм различал два основных вида — «механичес­кую» и «органическую».

Дюркгейм рассматривал религию как синоним идеологии. Преодоление кризиса общества он видел в совершенствовании мо­рали.