Ш

.

Ш

ШЕЛEP Макс (1874—1928) — немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, социологии и аксиологии. По Шелеру, формирование преимущественно экономических форм контроля в современном обществе ведет к господству науч­но-технических форм познания, враждебных реализации иерархи­чески более высоких ценностей.

Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел различие между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными»: относительны не ценности как таковые, а их историчес­кие формы. Шелер противопоставил логике интеллекта логику чув­ства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помо­щью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по Ше­леру, — это акт духовного восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том, что она может быть направлена лишь на лич­ность как носителя ценности, но не на ценность как таковую. Под­линная симпатия есть соучастие в жизни другого, не нарушающее его истинной экзистенции.

По Шелеру, три основные формы познания — научная, философ­ская и религиозная — не являются стадиями культурно-историчес­кого развития, как полагал, например, О. Конт, но пребывают в раз­личных состояниях во всех формах культуры. Для него характерен дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реаль­ного бытия.

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — представитель немецкой классической философии. По Шеллингу, если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Движение от бессознательной духовности природно-сущего к созна­нию проходит ряд прогрессирующих ступеней.

Природа, в понимании Шеллинга, представляется как силовое динамическое единство противоположностей. В основе раздвоения на них лежит изначальная единая сила: природа — космический ор­ганизм, обладающий «мировой душой».

В вопросе о переходе бессознательно-духовного в объектив­ное Шеллинг исходит из субъективного Я, полагая его как нечто первичное, а из него выводится объективное. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция». По Шеллингу, формы разумного познания — не умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании-ин­туиции. Субъектом такого постижения сущего может быть не просто рассудок, а лишь философский и художественный гений.

Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным было понятие абсолютного разума, в котором субъективное и объ­ективное тождественны. Природа каждой вещи определяется пере­весом в ней субъекта или объекта, иначе говоря, — степенью Абсо­люта. При этом развитие характеризуется как целесообразное: на одном полюсе — материя, а на другом — истина познания. По Шел­лингу, идея абсолютного тождества восходит к самосознанию еди­ного — Бога. Он и есть разум.

Шеллинг большое внимание уделял идее свободы, которую увя­зывал с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для которой одинаково возможны то и другое: человек стоит перед выбором.

 

ШЕСТОВ Лев (ШВАРЦМАН Лев Исаакович) (1866—1938) — философ, литератор. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе.

 

ШИЛЛЕР Иоганн Фридрих (1759—1805) — немецкий поэт-романтик, просветитель, автор теории эстетического воспитания, в которой он видел способ достижения справедливого общественного устрой­ства.

 

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772—1829) — немецкий философствующий романтик, теоретик культуры. Ему принадлежит учение о романти­ческой иронии.

 

ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих (1768—1834) — немецкий теолог и фило­соф, романтик. Определял религию как внутреннее переживание, чувство зависимости от бесконечного. Переводчик Платона. В этом качестве выдвинул ряд основопрлагающих идей герменевтики.

 

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) — немецкий философ-иррационалист, тяготел к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Его бессознательное — универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным ме­тодам исследования. Интеллект, сам того не сознавая, функциони­рует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, ко­торая признается единой энергетической основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически громадная воля, кото­рая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена по­жирать самое себя, так как кроме нее ничего нет. Проявления воли, т.е. хотения, желания, мотивы, побуждения человека к действию и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации дейст­вия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в свобод­ное хотение, т.е. абсолютизировал ее, превратив из составляющей духа в самодостаточное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм являет­ся основным и универсальным принципом всей философии мысли­теля.

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познавае­мость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представ­лении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важней­ший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и интересам воли.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание прису­ще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должны последовать новое страдание либо томительная скука. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого — переход к полному аскетизму.

 

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880—1936) — немецкий философ истории. Считал, что прогресс и цели человечества — лишь субъективные представления обывателей. По Шпенглеру, всемирная история яв­ляется существованием и чередованием различных культур, каждая из которых имеет свою особую «душу». Культуры — это своего рода живые организмы, живущие под знаком подъема и упадка, роста и увядания, юности и старости. По Шпенглеру, восемь великих куль­тур являются носительницами всемирной истории: египетская, ва­вилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, магичес­кая (арабская) и европейская, «фаустовская» культура. Все они имеют схожее строение, развитие и равную длительность. У этих культур есть свои эпохи расцвета, и все они «впадают» в эпоху окос­тенения, цивилизации, когда невозможны какие-либо великие тво­рения науки, искусства, религии, а происходит лишь созидание тех­ники и организации.

Шпенглер делает прогноз и для европейской культуры, вступив­шей в период цивилизации, где преобладают рационализм, перена­сыщенность техникой, рост больших городов, демократия, космо­политизм и пацифизм — признаки упадка, а мрачный скептицизм является для нее единственно возможной философией.