История 1: психологическое моделирование

.

История 1: психологическое моделирование

В один из декабрьских дней 1964 г. Дэвид Брюс, американский посол в Лондоне, был срочно вызван в Вашингтон. Брюс спускался по трапу самолета в глу­бокой задумчивости — еще бы! Ему предстояло принять участие в игре, правил которой он не знал...

Не знал их до конца и недавно ставший прези­дентом США Линдон Джонсон. Однако перспективы эта игра сулила немалые, и попробовать стоило. Че­рез несколько дней ожидался прилет британского премьера Гарольда Вильсона. Предстояли серьезные переговоры. Причем это должна была быть их пер­вая встреча в президентской практике Л. Джонсона. И вот, готовясь к ней, президент решил воспользо­ваться советом консультантов-психологов. Он сроч­но вызвал своего посла в Лондоне для того, что тот «сыграл роль Вильсона» в игре, имитировавшей пред­стоящие переговоры. Л. Джонсон играл сам себя, а Брюс был именно тем самым нужным человеком, ко­торый мог «сыграть» Вильсона. Он досконально знал британский кабинет, его проблемы и трудности и был, вместе с тем, доверенным лицом президента. Больше двух часов они «проигрывали» могущие возникнуть в ходе переговоров ситуации. Играли, «чтобы таким образом можно было лучше ощутить ожидаемые про­блемы».

Д. Брюс должен был не только изложить социаль­но-экономические и политические аспекты ситуации. Он должен был суметь перевоплотиться в Вильсона, учитывая его личную мотивацию, личные отношения и с американцами, и со своими министрами, личную склонность к тому или иному типу принятия решения, и т. д., и т. п. Он должен был учесть всю сложнейшую палитру психологических характеристик и британско­го премьера, и американского президента, и всей си­туации.

После окончания весьма успешных переговоров, Л. Джонсон публично выразил особую удовлетворен­ность «той большой подготовительной работой, кото­рая весьма способствовала успешности этой встречи».