Теория «макиавеллистской личности»

.

Теория «макиавеллистской личности»

По аналогии с F-шкалой авторитарной личности, созданной Т. Адорно, Р. Кристи и Ф. Гайс построили М-шкалу Макиавеллистской личности (личности чело­века-манипулятора), модель которой была основана на идеях, высказывавшихся еще Н. Макиавелли. В резуль­тате конкретных исследований, были выделены два типа личности: с низким Мак-коэффициентом и с вы­соким (причем коэффициент не зависит от IQ) Мак-коэффициентом.

«Высокий Мак»: «синдром хладнокровия» — со­противление социальному влиянию, ориентация на понимание, инициирование новых структур и кон­троль над ними.

«Низкий Мак»: «чрезмерная доверчивость» — вос­приимчивость к социальному влиянию, ориентация на личность, принятие и следование структуре.

Эксперименты показали, что при непосредствен­ном общении «низкие Маки» очень эмоциональны и быстро увлекаются, тогда как «высокие Маки» сохра­няют спокойствие и собранность. «Высокие Маки» эффективнее в ситуациях, требующих когнитивной импровизации, в то время как «низкие Маки» — в си­туациях с четко определенными правилами игры. В обобщенном виде можно так охарактеризовать людей с высоким Мак-коэффициентом: спокойствие и отсутствие эмоциональности, ориентация на цель, стремление достигать цели в конкурентной борьбе с другими, холодная рациональность и инициатива. Эмоции окружающих, собственные желания, давление со стороны оставляют «высокого Мака» невозмути­мым. Черты личности «высокого Мака» определяют­ся внутренним психологическим процессом; фо-кусированием на точных когнитивных характеристиках ситуации и концентрацией действий на победе. Люди с низким Мак-коэффициентом имеют следующие характеристики: персонализация каждой ситуации, ори­ентация на индивида, а не на абстрактные цели, час­тое вмешательство эмоций в рациональную оценку ситуации, зависимость от этих эмоций и от давления со стороны.

В итоге, понятно, что именно «высокие Маки» обыч­но и являются лидерами. Они в состоянии убедить по­следователей и направить их действия в русло, нужное для достижения поставленных ими целей.