СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

.

СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Обычная логика проста и понятна: в результате постепенных процессов, путем своеобразной «отжим­ки» из групповой психологии самое существенное и принципиальное переходит в групповое сознание, из которого, в рафинированной, научной или публицисти­ческой форме, в идеологию. Однако исторический опыт показывает, что подчас формирование идеологии мо­жет происходить и вне рамок самой большой социаль­ной группы — например, марксизм-ленинизм как идео­логия рабочего класса и учение о целях и перспективах его развития был создан выходцами из совсем иного класса-антагониста. В ситуациях, когда уровень обра­зования и дефицит свободного времени не дают воз­можности представителям класса (например, наемным рабочим) выработать собственную идеологию, послед­няя может привноситься в групповое сознание извне. В этом случае она обладает двойственной, диалектиче­ской природой: с одной стороны, чтобы укорениться в сознании данной группы, она должна вытекать из са­мой ее повседневной психологии и быть близкой, доступной и понятной для представителей группы. С дру­гой стороны, приходя извне, она сама формирует груп­повое сознание и влияет на групповую психологию, во многом направляя ее развитие.

Становление социально-групповой идеологии представляет собой, согласно идеальной схеме, само­произвольный, хотя и вполне объективно-исторически детерминированный процесс. По сути, это процесс от­бора наиболее характерных для бытия данной группы психологических элементов и тенденций из всей сово­купности случайных и противоречивых, носящих инди­видуальный характер компонентов психики. Он также включает их переработку и самоорганизацию в строй­ную систему социально-типичных представлений и ценностей, управляющих сознательным, целеустрем­ленным политическим поведением наиболее продвину­тых (то есть, уже обладающих групповым сознанием, на базе которого и усваивается групповая идеология) пред­ставителей данной большой социальной группы. Это и есть основные параметры содержания групповой идео­логии. В ходе данного процесса групповая идеология получает свой надындивидуальный статус и обретает особую форму существования — обладающие ей в боль­шей или меньшей степени члены группы являются всего лишь носителями и выразителями свойственно­го только группе в целом универсума групповой идео­логии.

В групповой идеологии выделяются три основных компонента. Во-первых, это ценности данной большой группы. Во-вторых, это основные нормы сознания, жизни и поведения группы. Наконец, в-третьих, это конкретные образцы поведения для представителей данной группы. Помимо этого, в качестве дополнитель­ных, некоторыми авторами сюда включаются также и социальные ориентации, и даже ролевые представ­ления.

В конечном счете, любая идеология представляет собой набор определенных ценностей и, соответственно, антиценностей (то, что группа считает ценным и, напротив, от чего отказывается, не считая ценным), норм (то, что считается нормальным и приемлемым) и конкретных образцов в виде примеров жизни и деятельности «героев» данной группы (от биографии Дж. Форда для американского капитализма, например, до портретов «пионеров-героев» П. Морозова, В. Дубинина и др. для советского социализма).

Социально-групповая идеология существует в форме политических программ, манифестов, наборов лозунгов. Носители и выразители (пропагандисты) групповой идеологии превращаются в профессио­нальных политических работников, занимающихся по­литикой от имени и в интересах данной большой со­циальной группы. Как правило, для распространения групповой идеологии создаются соответствующие по­литические инструменты: партии, движения, депутат­ские группы и т. д. Особую роль в распространении групповой идеологии играют средства массовой ин­формации — прежде всего, специально создаваемые данной группой и ее элитой.