2. Рабочий класс

.

2. Рабочий класс

В современном мире давно утратил черты того «пролетариата» времен промышленной революции, о котором писал основоположник марксизма. Даже советские исследователи уже были вынуждены призна­вать: «Нынешний уровень политического сознания пролетарской массы в целом отстает от уровня практической борьбы рабочего класса, развития его протеста против капиталистических отношений». В развитых лромышленных странах, безусловно, значительной части трудящихся присуще критически-оппозиционное отношение к буржуазной и социал-реформистской поли­тике. Однако это отношение не ведет у большинства трудящихся к формированию или принятию активных политических позиций, соответствующих их оппозиционным настроениям. Наиболее явное и массовое выра­жение этих настроений — рост отчуждения от политики, недоверие к политическим партиям и государству уклонение от участия в выборах и тому подобные явления. Часто возникает впечатление, что, ощущая потреб­ность в существенных политических переменах, многие трудящиеся просто не в состоянии найти удовлетворяю­щую их альтернативу курсу правящих в обществе сил. По этой причине их политические ориентации и пове­дение принимают в значительной мере инерционный характер, как бы подчиняясь привычным, унаследован­ным от прошлого стереотипам.

Уровень развития социально-группового сознания в рабочей среде очень связан с историческими тради­циями, с путями формирования данной общности. Так, например, французский рабочий не сравним психоло­гически с американским, и это понятно, французский рабочий класс сыграл важную роль в буржуазно-демо­кратической революции 1848 г. Во время Парижской коммуны он поднялся на первую в истории попытку пролетарской революции. Позднее он отстаивал свои права в острые периоды Народного Фронта и Освобо­ждения. Не только собственный опыт данной группы, но и общенациональные исторические традиции спо­собствовали утверждению в ее сознании социал-демо­кратических и даже социалистических ценностей. Это нашло отражение и в структуре партийно-политиче­ских сил Франции.

В США же, в силу своих особенностей историче­ского развития, материальные и социальные завоева­ния американских рабочих выступали на поверхности как результат чисто экономической, «тредъюнионистской» борьбы, а не как следствие участия в политиче­ских конфликтах. Исторически обусловленный культ индивидуализма, личного успеха как решающего фак­тора в улучшении социального положения человека, сами идеи «American Dream» и «self-made-man» глубо­ко пронизывают всю политико-психологическую атмо­сферу американского общества. Этот культ не мог не оказать значительного влияния на широкие слои рабочих, что и создало особый вариант социально-группового сознания.

В научной литературе достаточно хорошо описа­на политическая психология «подкупленных» или «почтительных» слоев, прежде всего, именно американ­ского рабочего класса (та самая, известная еще из ху­дожественной литературы «рабочая аристократия»). Есть и аполитичные слои, являющиеся жертвой собст­венной низкой политической осведомленности — это политически индифферентные люди, принимающие формы поведения, активно навязываемые им буржуаз­ной пропагандой. Есть и часть рабочего движения, ис­кренне верящая в «общенародный» характер правящих в западных странах буржуазных политических партий, в их способность осуществлять социально-прогрессив­ную политику.

У тех рабочих и служащих, которые поддержива­ют социал-демократические партии, реформистские установки в политике в большей или меньшей степе­ни соответствуют «компромиссной» позиции по отно­шению к капиталистической общественной системе. Они одновременно и принимают, и отвергают ее, но при этом не хотят и опасаются слишком крутой ломки существующего строя. Их политический выбор отра­жает известный уровень развития социально-группо­вого сознания: они считают, что социал-демократия более близка к «простым людям», чем откровенно бур­жуазные партии, и в той или иной мере защищает интересы рабочих слоев.

В целом, однако, реформистская политическая ориентация и соответствующее ей политическое по­ведение не в состоянии выразить антикапиталистические тенденции в сознании рабочих слоев, их оппози­цию политике государственно-монополистического капитализма.

Особые политико-психологические явления про­исходят в рабочей среде в кризисных социально-по­литических ситуациях. По справедливому замечанию немецкого исследователя И. фон Хайзелера, под воз­действием кризиса развивается двойственное, одно­временно критическое, и зависимое сознание. Кри­зисы ухудшают условия продажи рабочей силы и, тем самым, ослабляют позиции рабочих в борьбе за свои потребности. Кроме того, в условиях кризиса растущая безработица усиливает конкуренцию среди самих рабочих, ослабляя их солидарность. В политико-психологическом плане подобные факторы могут ослаблять внутреннюю сплоченность группы, снижать ощуще­ние своей силы, негативно воздействовать на уровень группового сознания. Вместе с тем, действие тех же факторов может вести и к росту социального протес­та данных слоев, к их объединению в борьбе против последствий кризиса, перерастающей в массовые по­литические движения за изменение существующих порядков. Такими были, в частности, последствия «ве­ликой депрессии» конца 20-х начала 30-х годов XX века в ряде капиталистических стран. Однако в совре­менных условиях, как правило, кризисы скорее ослаб­ляют, чем усиливают позиции рабочих слоев.

В целом, можно сделать вывод: общий рост соци­альных потребностей рабочих слоев еще далеко не все­гда находит свое конкретное выражение в осознании интересов и целей своей группы в политической сфе­ре, соответствующих новому содержанию и уровню этих потребностей. Данное обстоятельство активно ис­пользуется буржуазными идеологами для канализации роста потребностей в русло индивидуалистических представлений и ценностей, для разложения собствен­но рабочего социально-группового сознания.

Главный же парадокс ситуации заключается в том, что собственно буржуазия в большинстве развитых стран не превышает во второй половине XX века 2-4% населения этих стран. Тем не менее, эти страны явля­ются откровенно буржуазными по доминирующей сре­ди их населения психологии. Представляя собой аб­солютное меньшинство, буржуазия сумела заразить своей психологией, своим сознанием и, главное, свои­ми ценностями, нормами и образцами поведения подав­ляющую часть всех других социальных групп и слоев населения.