МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

.

МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Однако такого рода характеристики оказываются действенными не всегда. При возникновении социальных обстоятельств «особого рода» (например, при уменьшении, по каким-либо причинам, влияния принадлежности людей к классическим группам) такое массовое сознание приобретает ведущую роль. Согласно данной логике, при рассмотрении массового сознания с точки зрения особенностей его субъекта («носителя»), в качестве специфических признаков выделяются качества, соответствующие массе. Ведь массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отраже­ния действующих в значительных масштабах и урав­нивающих в чем-то людей обстоятельств.

Массы как носители массового сознания опреде­ляются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социаль­ные общности, вероятностные по своей природе, ге­терогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». При определенной психологической неполноте, данное определение по­зволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важ­ных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

большие и малые;

устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

сгруппированные и несгруппированные, упоря­доченные или неупорядоченные в пространстве;

контактные и неконтактные (дисперсные);

спонтанные, стихийно возникающие, и специ­ально организуемые;

социально однородные и неоднородные.

Однако это — теоретическое разделение. В политической практике, особые виды и разно­видности масс выделял В.И. Ленин, исходя из реалий борьбы за власть в России в начале XX века. Во-пер­вых, он различал прогрессивные, или революционные массы в противоположность консервативным, реакционным, или антиреволюционным, а также нейтраль­ные, неопределившиеся массы. Во-вторых, в его ра­ботах присутствуют массы активные, действующие, борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих, выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные, неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы решительные и не­решительные; экстремистские и робкие; и т. д. и т. п.

При всей образности и неаналитичности таких харак­теристик, они были достаточны для принятия полити­ческих решений и осуществления эффективных, на определенных этапах, политических действий. Оце­ним уровень анализа более поздних лет. 26 ноября 1926 г. Л.Д. Троцкий писал в дневнике: «Октябрьская революция больше, чем какая бы то ни было другая пробудила величайшие надежды и страсти народных масс... Но в то же время масса увидела на опыте край­нюю медлительность процесса улучшения...она стала осторожнее, скептичнее откликаться на революцион­ные лозунги... Такое настроение, сложившееся после гражданской войны, является основным политическим фоном картины жизни. На это настроение опирается бюрократизм, как элемент «порядка» и «спокойствия». Об это настроение разбились попытки оппозиции по­ставить перед партией новые вопросы»,

Конкретные наблюдения и эмпирические исследо­вания позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на практике. Во-первых, это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: «Толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к по­нятию социальной массы».

Во-вторых, это так называемая «собранная публи­ка» — от зрителей в театре до участников политиче­ских митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определен­ных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публи­ки. ...под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции».

Наконец, в-третьих, это «несобранная публика», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров совре­менной музыки. «Несобранная публика — это лищь «поляризованная масса», то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы иден­тичными стимулами в одном направлении, людей, про­живающих не «друг с другом», а «друг около друга».

Все остальные виды масс носят еще более слож­ный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология масс так устроена, что то, что сегодня существует в виде совер­шенно виртуальных образований (скажем, массы «на­селения мятежной территории»), уже завтра может обернуться толпами погромщиков или «восставшими массами».

О тотально-массовом, в рамках всего общества массовом сознании можно говорить, лишь подразуме­вая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще за­хватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей психи­ки людей в ходе массовой промышленной революции. Аналогичные реакции и последствия вызывают подчас глобальные катастрофы, прямо или косвенно вовле­кающие подавляющее большинство членов общества. Специфическими примерами формирования массово­го сознания является также действие средств массо­вой коммуникации и пропаганды. В чисто полити­ческом выражении, можно привести примеры действительно массовой любви к вождям — например, к И. Сталину в СССР и А. Гитлеру в Германии, стано­вившихся стержнем массового сознания. В целом, в ситуациях названного типа доминирующим содержа­нием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с одним И тем же — это и составляет содержание массового соз­нания на данный момент,

Среди качеств массы в качестве важнейших рас­сматриваются следующие. Во-первых, это статистичность— то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-треть­их ситуативность, временность ее существования. На­конец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, раз­нородность состава массы.

С учетом совокупности этих качеств, массовое сознание, говоря несколько метафорически, приобре­тает особый статус. Это своего рода вне структурный «архипелаг» в социально-групповой структуре обще­ственного сознания, образование не устойчивое, а как бы «плавающее» в составе более широкого целого. Сегодня архипелаг может включать одни острова, а завтра — уже другие. Это особого рода, как бы «экс-групповое» сознание Оно представляет собой ситуа­тивное производное от общественного сознания, трак­туемого как совокупность сознании основных групп, образующих социальную структуру общества, но с уже упоминавшимися «сломанными» внутри такого сознания перегородками.

С содержательной точки зрения, в массовом соз­нании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой.

Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социаль­но-политической информации (скажем, в ходе поли­тического митинга). Согласно такому взгляду, массо­вое сознание отличает, во-первых, обще-социальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их обще­социальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смыс­ле, массовое сознание представляет собой надындиви­дуальное и надгрупповое по содержанию, но индиви­дуальное по форме функционирования сознание. Хотя кассовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания как такового совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группо­вого сознания.

Содержание массового сознания может быть оп­ределено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты воз­никновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом. Это едва ли продуктивная задача. Однако именно по содержанию, в первую очередь выделяется массовое политическое сознание как осо­бый вид массового сознания, превращающий массы в особый субъект политического действия.