Политическая психология больших групп

.

Политическая психология больших групп

При исследовании политической психологии боль­ших групп, широко используются, прежде всего, наблю­дение и социологические опросные методы. Наблюде­ние может быть кратко-, средне- и долговременным. Последнее, как правило, ведется большими исследова­тельскими группами и требует значительных усилий по сбору материалов и созданию единой системы индика­торов, подлежащих фиксации в ходе наблюдения. В США, например, таким образом было изучено целое поколение людей на всех фазах его существования, от рождения и социализации до пенсионного возраста. Исследователь, ведущий наблюдение, изучает интере­сующую его ситуацию. Он может непосредственно участвовать в ней. Метод включенного наблюдения позволяет изнутри исследовать процесс зарождения и развития политического конфликта, эволюцию массо­вого движения, деятельность политической партии и т. д. Для исследования ценностных ориентации совет­ских рабочих 60-х годов прошлого века, например, отечественный социолог В.Б. Ольшанский определенное время работал слесарем на московском заводе Ильи­ча. Его коллега И.Т. Левыкин, проживая в деревне, ме­тодом включенного наблюдения изучал психологию советского крестьянства того же периода. Американ­ский психолог Т. Лири, войдя в доверие к членам бан­ды уличных хулиганов — тинейджеров, чуть позже, уже в 70-е годы, изучал психологические ориентации популярного тогда молодежного движения хиппи.

Разного рода социологические опросы и анкети­рование, проводимые по репрезентативной выборке, в самых разных масштабах, дают полезную информацию, которая поддается политико-психологической интер­претации при условии правильного составления анкет. Такого рода исследования незаменимы в ходе избира­тельных кампаний разных уровней — они дают воз­можность оценивать ход кампании и эффективность усилий кандидатов, а также прогнозировать возможные результаты.

Анкетные исследования и опросы населения полу­чили широкое распространение в 30-е гг. XX века, когда Дж. Гэллап провел первый предвыборный зон­даж политической ситуации. Сегодня широко исполь­зуются обе главные группы опросных методов: интер­вью (предполагающее прямой контакт интервьюера с респондентом) и массовые анкетные опросы (не обя­зательно предполагающих такой контакт — типа поч­товых опросов, публикации анкет в средствах массовой информации и т. п.). Как уже говорилось, это имеет значение для практики, а также для теории. Анализ факторов, влияющих на решение избирателя, изуче­ние зависимости между социологическими характери­стиками избирателя (возраст, образование, пол, про­фессия, уровень дохода и т. п.) и его декларируемым поведением на выборах дает очень важную политико-психологическую информацию.

Особую популярность в последние годы получили так называемые фокусированные интервью, образую­щие метод фокус-групп. Вместо того, чтобы проводить многотысячные опросы, собирается несколько неболь­ших (7—10 человек) групп «типичных представителей» разных слоев общества, с которыми в течение несколь­ких часов фокусированно обсуждаются интересующие исследователей темы. В дополнение к количественным социологическим данным, это дает необходимый каче­ственный материал.

Анализ всей возможной статистической информации открыл перед политической психологией новые возможности. Располагая соответствующей техникой анализа, из статистики можно извлечь массу полезных данных, проследить закономерности, выявить тенден­ции, подтвердить те или иные политико-психологические гипотезы. Достоинство данного метода в том, что он позволяет абстрагироваться от ограничений пространства и времени.

Еще один метод политической психологии — изу­чение документов. Он включает анализ официальных материалов, стенограмм заседаний парламента, про­грамм партий, отчетов об официальных переговорах и т. д., а также личных документов, дневников, писем, мемуаров. Значительный интерес представляют кино- фото-, фонодокументы, плакаты, картины и т. п.