Персонологические основания динамики осмысления

.

Персонологические основания динамики осмысления

Как было показано выше, традиционный логический, теоретико-информационный, семиотический и даже культурологический подходы к динамике осмысления метафизического знания оказываются ограниченными и недостаточными. Сколь изощренными бы ни были анализ и синтез различных языков, кодов и т.п., они ограничены в главном: в абстрагировании от того, что является источником, средством и результатом этой динамики, т.е. от личности. Осмысление принципиально личностно, а осмысление осмысления должно в той или иной степени опираться на представления о личности, быть персонологичным.

Это обстоятельство очевидно даже на примере динамики научного знания, во главу которого всегда клалось стремление к объективности, элиминации не то что личностного фактора, а субъективности как таковой.

Действие личностного фактора в формировании и динамике научного знания проявляется в трех основных сферах развития научного познания.

Во-первых, динамика осмысления и смыслообразования предполагает взаимодействие, как минимум, двух семиотических систем: дискретной (дискурсивной и континуальной (целостно-образной) Систематическое отождествление нетождественного, порождение аналитически истинных метафор имеет своим полем именно личностное сознание. Интуиция, факты биографии, жизненного пути и опыта служат материалом порождения новых смысловых структур.

Во-вторых, сама динамика перехода от нового осмысления (идеи) научным теориям и формам институационализации знания, опять-таки, предполагает личностные усилия. Общение с другими порождает общее понимание, систематическое общение по поводу идеи — «невидимые колледжи» и инициативные группы, выдвижение лидеров и вербовку сторонников и учеников, потенциальное признание и т.д. — вплоть до зрелых социальных институтов.

И, в-третьих, это сам факт откровения истины, полем которого является личность. Как было показано, истина производна от метафизики свободы, которую нельзя доказать, а можно только показать в истине, то есть в открывшемся мире, как опыт принятия, а значит, и изменения мира. Свобода определяет истину сразу и целиком. Онтологические допущения и предположения любого знания суть метафизический акт свободы. Открыть мир значит принять его, а принять — значит взять на себя ответственность. Поэтому самосознание — проявление свободы как сугубо человеческого измерения бытия, эта с гносеологической точки зрения, «слепая точка», необъективируемая субъективность — оказывается в центре процессов осмысления смыслопорождения.

И на каждом из этих уровней — метафизическом, психологическом и социальном (коммуникативно-организационном) — решающим оказывается именно личностный фактор. В анализе формирования и развития научного знания, любого осмысления — метафизический и эпистемологический анализ, психологическое и социологическое рассмотрение фокусируются именно на личностном факторе. Динамика осмысления и развития культуры формируется и развивается усилием прорастания бытия в сердце души человека, усилием ума и души.