Философия культуры и уровни междисциплинарности.

.

Философия культуры и уровни междисциплинарности.

Возможности теории и философии культуры ограничены, что становится очевидным при рассмотрении динамики культуры и смыслообразования. При рассмотрении развития культуры, а тем более таких его факторов как научное, художественное, техническое творчество, деловая активность и т.д., на первый план выходит не воспроизводство традиций, а их преодоление, становление и формирование новых традиций и норм. Но в этом случае тем более необходим некий подход, позволяющий не ограничивающийся более или менее удачными аналогиями, сопоставлениями и примерами adhoc , остроумной и не очень критикой и игрой этимологиями, а позволяющим на некоем общем метаязыке строить описания различных процессов перехода и динамики различных феноменов культуры.

В силу двойственной природы человека, как единства духа и плоти, несколько замечаний относительно биологических (психо-физиологических) аспектах лиминальности. Возникающая проблема лиминальности самосознания, конечно же, так или иначе, но затрагивает старую философскую психо-физическую проблему. Не исключено, что переходы от химических процессов к биологическим, а от тех — психологическим, затем — искусству, политике и т.д. сами являются вариантами лиминальных процессов и их анализ представляет собой важную междисциплинарную проблему. Возможно, что с биологической точки зрения жизнь как таковая есть лиминальный феномен: например, как лиминальная стадия перехода от одной формы неживого — к другой, или — как смертельная неизлечимая заразная болезнь, передающаяся половым путем.

Если же говорить серьезно, то искомый подход к персонологической динамике осмысления возможен только как реализация некоего междисциплинарного комплекса. Хотя бы потому, что, как уже говорилось, смысловая проблематика проявляется в самых различных областях культуры, да и культура в целом может рассматриваться как комплекс освоения и осмысления человеком действительности. Да и сама природа осмысления предполагает некоторое взаимооплотнение смысловых структур, реализующееся на их стыке.

Междисциплинарность рассмотрения и осмысления в науке проявляется по-разному и в различной степени: в постановке проблем, в подходах к их решению, в развитии теорий, выявлении связей между ними, формировании новых дисциплин. Можно сказать, что существует несколько вариантов понимания междисциплинарности и междисциплинарного подхода:

(1) Исследователь использует язык описания одной области для описания другой области. Например, этнограф использует филологические термины для объяснения этнических феноменов. В этом случае мы имеем метафоризацию, которая очень важна в эвристическом плане для поиска нетривиальных объяснений. Эвристический потенциал культурологических штудий во многом связан именно с этим случаем.

(2) Исследователь использует различные языки для описания различных сегментов сложного комплекса. Например, маркетинговое исследование пользуется понятиями, терминологией и концепциями экономики, психологии, социологии и других наук на различных стадиях и участках анализа. Но это не окрошкообразный пицца-метод, а выстроенный комплекс специализированных подходов и методик. Я думаю, что эта версия междисциплинарности весьма плодотворна применительно к дискурсу лиминальности.

(3) Исследователь создает новый синтез, который открывает новую реальность. И тогда он пользуется новым языком. Этот случай есть случай создания новой дисциплины.

Обобщая, следует признать, что междисциплинарность в науке — дело степени. Следует помнить об ограниченных возможностях каждого уровня рассмотрения. Невозможно говорить обо всем сразу. Междисциплинарный подход не есть «пицца-метод». Максима «anything goes» хороша только в ситуации выбора, но, после конкретного выбора, мы уже должны придерживаться избранного пути. Можно говорить о шкале междисциплинарности. На одном полюсе этой шкалы — в той или иной степени интегрированная мозаика дисциплинарно точных описаний и объяснений. Связи между ними (интегративная схема) могут быть вырожденными или все более и более выходить на первый план, доходя до очерчивания собственных границ и формирования пограничных проблем и теорий. И, наконец, — другой полюс — некий новый синтез, новые фундаментальные метафоры и, таким образом, возникновение и развитие новой научной дисциплины.

Особую роль в этих проявлениях междисциплинарности и переходах из одной степени в другую играет язык. На одном полюсе шкалы в описаниях сохраняется дисциплинарная семантика (терминологическая точность определений понятий).Междисциплинарность имеет как бы сугубо синтаксическое исполнение. На другом речь уже идет о новой семантике, введении и определении новых понятий, описывающих фактически новую реальность. Степень междисциплинарности — фактически суть степени нарастания семантического в схематизме связи и переходов между описаниями различных предметных областей. В наиболее зрелом случае речь идет об образовании принципиально новой предметной области — о новой научной дисциплине.

Примером развития на базе междисциплинарности новой дисциплины, является синергетика. Однако и в этом случае необходимы дальнейшие уточнения и оговорки. Прежде всего, это относится к персонологичности лиминальности. Синергетика претендует на статус универсального обобщения в описании процессов реального мира. Это концепция колоссальной обобщающей силы, в том числе и относительно важных аспектов процессов перехода и трансформации. Но лиминальность связана с процессами осмысления и смыслообразования, т.е. попытками конечного существа, каковым является человек постичь бесконечный универсум с какой-то определенной позиции, в каком-то смысле. Именно ограниченность (определенность) человеческого разума порождает смыслы и значения. Например, временные границы человеческого бытия порождают проблему смысла жизни и смерти, а значит — проблему поиска контекста реальной жизни. Но что есть этот контекст? И каков путь к вненаходимости по отношению к реальности?

Поэтому хотелось бы иметь возможность междисциплинарного рассмотрения лиминальности как именно смысловой динамики.