Семиотический подход

.

Семиотический подход

Очевидной привлекательностью в плане возможностей осмысления лиминальности обладает семиотика как общая теория знаков. Семиотический подход доказал свою плодотворность в культурологии и искусствоведении, этнографии и теории коммуникации.

Традиционная семиотика, как известно, задает три вектора рассмотрения и соответственно три аналитических измерения знаков и знаковых систем: прагматику, семантику и синтаксис.

Прагматический контекст лиминального дискурса берет в рассмотрение   ряд социальных условий трансформации общества, порождающих многие факторы изменения языковой практики: новые интенсивные способы коммуникации в бизнесе, политике, рекламе, публицистике, public relations, искусстве и т.д.; более широкие и интенсивные межкультурные и международные контакты; интенсивное изменение содержания и методов подачи информации в СМИ; новые электронные средства коммуникации (интерактивные мультимедиа, Интернет, электронная почта и т.п.); стремительный рост разнообразных новых субкультур (в сферах бизнеса, искусства, молодежных, криминальных), создающих новые специфические способы общения.

Синтаксический аспект лиминального дискурса связан с новыми и деформированными знаками и языками. Некоторые из них хорошо известны: профессиональный жаргон, прежде всего — сферы бизнеса; сленг молодежных субкультур; новые языки искусства; криминальный и паракриминальный сленг; заимствования слов и выражений из иностранных языков.

Семантика лиминального дискурса особенно интересна, поскольку задает онтологические (экзистенциальные) допущения и предположения дискурса. Любой язык, текст, каждая теория и каждое рассуждение и суждение делают допущения о существовании сущностей, образующих предметную область этих языков, текстов, суждений и т.д. И экзистенциальные допущения лиминального дискурса задают в высшей степени неординарные области и сущности.

Этот дискурс метафоричен и чрезвычайно многозначен — вследствие упоминавшихся прагматических обстоятельств. Это дискурс семантического изменения (перехода) и травмированного сознания. Неустоявшаяся, непроясненная ментальность порождает тотальную неопределенность и демонтаж традиционных смыслов и смысловых структур, отрицание привычных символов и реальности, норм и ценностей. Лиминальный дискурс есть дискурс в стиле нонсенса и абсурда. А нонсенс — отнюдь не лишенность смысла, а наоборот — неограниченное нагромождение смыслов, их мультиплицирование. Эта игра со смыслами и значениями порождает многообразие интерпретаций, объяснений, толкований, прочтений.

Специфика семантического фактора лиминальности зависит и от специфических тем лиминального дискурса: повышенного внимания к теме смерти, специфической танатологии; катастрофизма и эсатологизма; акцентированного внимания к социальным девиациям и маргинальным группам; сексуальной свободы, гомосексуализма и трансексуализма; «черного» (стрессогенного) юмора, тотальной пародийности и травестирования; отказ от научной рациональности, ориентация на мистицизм, эзотерический гностицизм.

Этот прагматико-семантико-синтаксический комплекс лиминального дискурса проявляется в обыденном опыте, деятельности СМИ, политической аргументации, публицистике, гуманитарных исследованиях, искусстве — словесном и изобразительном, духовном опыте, включая не только активизацию традиционных конфессий, но и New Age, интерес к чань(дзен)-буддизму, Веданте, деятельность тоталитарных сект.