2.5.2. Выход за пределы биологии: слои мира в целом (по Н. Гартману).
.2.5.2. Выход за пределы биологии: слои мира в целом (по Н. Гартману).
Как ни интересна для читателя уровневость организации биоса – важный аспект био-разнообразия – ещё большее значение для философских «подмосток» биополитики имеет вопрос об уровневой (или по другой терминологии «слоистой») структуры мира в целом. Внутрибиологические уровни представляют лишь частичный интерес с биополитической точки зрения в силу выхода самой биополитики за пределы биологии, а именно в социальную область. В ХХ веке на задачу описать «слоистость мира» отважился, наряду с другими исследователями, немецкий философ Николай Гартман[12]. Конечно, представление о «слоистости» мира вообще и живого в частности восходит к древним натурфилософским, эзотерическим, даже мистическим схемам. Гартман указывает в этой связи на классификацию «душ» Аристотеля, далее подхваченную средневековой схоластикой.
Гартман разграничивает два понятия: (1) ступени бытия (Seinsstufen), относительно мелкие градации, между которыми есть плавные переходы; (2) слои бытия (Seinsschichten), на границе между которыми обрывается цепь бытия, чтобы вновь начаться с более высокого уровня. Реальный мир объемлет четыре слоя:
Безжизненный слой (мертвая материя), в других классификациях ему примерно соответствует понятие физического уровня(слоя);
Органический слой, его можно обозначить также как витальный уровень (Олескин, 1996) -- отвечает за жизнеподдержание, самовоспроизведение, размножение, регенерацию, индивидуальное развитие и другие фундаментальные характеристики всякой жизни, которые виталист Г. Дриш связывал с «энетелехиями»;
Душевный слой (чувства, эмоции, образы, идеи и др. объекты психологии), в предложенной мною (Олескин, 1996) классификации ему соответствует ментальный уровень (слой), включающий способность к обучению, запоминанию, восприятию, эмоциям, инсайту (поиску нетривиальных решений проблем) и другим индивидуальным способностям;
Духовный слой (духовные способности личности — способность любить, совесть, ответственность — и плоды коллективного творчества людей — язык, нормы морали и права и др.) Это своего рода аккумулятор результатов культурного творчества; в расширительной трактовке он может быть приложим к сообществам живыотных, поскольку культуре с её традициями в некоторой степени аналогична информация, передаваемая негенетическим путём, через коммуникацию и обучение (что имеет место даже у социальных насекомых). По-видимому, духовный слой (уровень) примерно сопоставим с тем что П. Майер понимает под «психокультурным»; тогда обозначение «биосоциальный» в его огрубленной схеме недифференцированно охватывает и ментальный, и отчасти витальный уровень (ср. следующий подраздел).
Каждый из слоев целостен и внутренне един. Он подчиняется единым фундаментальным законам, присущим только данному слою. С переходом от слоя к слою появляются новые характеристики (закон новизны). Гартман постулирует и ряд других законов, отражающих сложную диалектику самостоятельности-взаимозависимости «слоев бытия», как например «закон силы» — низший слой всегда сильнее более высокого в том смысле, что ставит ему границы. Пример: тонкая творческая деятельность души человека ограничена возможностями его «бренного тела» и прекращается, если последнее выведено из строя. Другой важный закон — закон свободы: хотя низший слой и сильнее, высший слой свободен «ваять» из него любое произведение (и бренное тело становится атлетическим под воздействием творческого спортивного духа). Коррелятом этого закона является «закон материи»: низший слой, в аристотелевском духе, поставляет материю, «сырой материал», которому более высокий слой придаёт форму как скульптор, архитектор, демиург.
Как указано в предшествующем подразделе, вокруг живого организма формируется умвельт, его ближайшее окружение, находящееся под непосредственным воздействием этого организма. С позиций уровневой структуры живого каждое живое существо имеет не один, а несколько умвельтов, причем физическому (безжизненному) уровню соответствует обычное пространство. На витальном уровне умвельт, очевидно, включает все факторы, так или иначе важные для жизнедеятельности организма: кислород, который он вдыхает, пищу, которую принимает, в то же время и все ядовитые вещества, радиоактивное излучение и др., которые могут подавить процессы поддержания жизни. Уже на этом уровне ясно, что организм, следуя выражению И. Уэкскюля, структурирует «хаос неорганического мира» (по выражению Уэкскюлля). Действительно, с витальной точки зрения ближайшее окружение организма может быть классифицировано на несколько дискретных массивов, таких как источники питания, «стоки» для метаболических продуктов, участки пространства, несущие угрозу (например, место залегания хищника). Все объекты, включенные в витальный умвельт, существуют, как выражался Мартин Хайдеггер в знаменитом философском труде «Бытие и Время», «для того, чтобы». На ментальном (душевном) уровне речь идет о нематериальном ближайшем окружении -- он состоит из отражений, образов реальности, а также всего того, что примерно соответствует понятию воображения В рамках ментального уровня – в воображении – «несвязанные вещи связаны», «потерянная информация, забытые идеи и нереализованные возможности» продолжают существовать, как доисторические монстры в Атлантиде по сценарию известного английского фильма «Вожди Атлантиды». Что касается духовного уровня, то он, имея во многом надиндивидуальную природу, должен соответствовать единому, глобальному, нематериальному, «обволакивающему» весь биос умвельту.