4.3.1. Вариант «хирама»
.4.3.1. Вариант «хирама»
. Рассмотрим некоторые конкретные варианты структур, начиная с авторской разработки – «хирамы» (hirama, аббревиатура от английских слов High Intensity Research and Management Association, Ассоциация высокоинтенсивных исследований и менеджмента), созданной при поддержке американского биополитика Р.Д. Мастерса.
Речь идет о широкопроблемном междисциплинарном творческом коллективе из примерно 10-20 человек. Поскольку подобная сетевая группа опирается на неформальную и, стало быть, самоорганизующуюся ("синэргетическую") структуру, то пределы численности участников задаются тем, что "относиться неформальным образом" -- испытывать эмоции, чувства -- человек может одновременно к ограниченному числу людей. Если организация включает больше людей, чем предел "эмоционального охвата" человека, то она имеет тенденцию раскалываться надвое (социотомия)[36]. В литературе имеются несколько различающиеся оценки типичной максимальной величины неформальной группы. Так, многие социологи называют, в качестве средней величины, приблизительно 11 человек; первобытная группа охотников-собирателей могла быть несколько крупнее (ибо здесь на неформальное структурирование накладывалась необходимость коллективного выживания, что требовало достаточной, например, для охоты на мамонта, численности) и составлять до 25 человек; современная бригадная организация имеет ядро 10--15 человек.
Таким образом, обсуждаемая здесь сетевая структура, будучи ограниченной по количеству участников, соответствует тому, что в социологии обозначается как малая группа. Известно, что малые группы характеризуются персонализацией и индивидуализацией межчеловеческих отношений. Если нет препятствий (например, излишняя формализация групповой структуры, введение в нее психологически несовместимых индивидов), то такая группа имеет тенденцию становиться чем-то большим, чем ассоциация или организация, созданная ради решения той или иной задачи. Группа стремится к тому, чтобы соответствовать социологическому понятию "первичной группы" (Gemeinschaft в классификации немецкого социолога Ф. Тённиса). Люди в первичной группе не только совместно работают, но и живут, идентифицируют себя с этой групппой, их общение становится многоплановым.
Сетевую малую группу объединяет предельно широко сформулированная творческая задача или проблема. Эта проблема может одновременно включать научный, религиозный и политический аспекты. Примеры подобно постановки проблем - "Роль иудаизма в современной России", "Познание живой природы" или – что более тесно связано с биополитикой – «Экологическая этика». Проблема (задача) дробится на несколько подпроблем (подзадач).
Так, проблема «Экологическая этика» может быть подразделена (это решается в ходе дискуссии под руководством организационного лидера, см. ниже), следующим образом:
философские аспекты (например, анализ и ситуационное приложение взглядов А. Швейцера, П. Тейяра де Шардена, К.М. Майер-Абиха и других философов, внесших свою лепту в осмысление взаимоотношений человечества и всего живого покрова планеты);
практические аспекты (экологический мониторинг и био-оценка технологий);
эстетико-психологические аспекты (пути создания "экологического имэджа" предприятия);
футуристически-планирующие аспекты (разработка безотходных технологий и производственных циклов)
В разделе 7 (7.6.) приводится другой пример дробления задач на подпроблемы в сетевой структуре типа «хирамы»: речь идет о применении сетевых принципов для стимулирования биологического образования путем формирования творческих команд из школьников.
Самая необычная особенность данной сетевой структуры (см. рисунок) - в том, что членение проблемы на подпроблемы не означает деление коллектива участников на части. Они параллельно работают в нескольких (в идеале во всех) подпроблемах сразу. Подпроблемы взаимно перекрываются и решаются в режиме комплексного познания и освоения мира, с участием рационального мышления, деятельности, эмпатии. За каждой из подпроблем закреплен только соответствующий координатор-протоколист, творческий частичный лидер, коллекционирующий идеи всех участников хирамы по соответствующему направлению. Он обычно уделяет до 50% времени вкладу в работу других, не координируемых им подразделений (и в этой функции выступает как рядовой член группы).
Известно, что продуктивность и творческая энергия индивида постоянно меняются в зависимости от множества соматических (в том числе биоритмологических) и социально-психологических факторов. Находясь ближе к минимальному уровню своей творческой энергии, индивид оказывается в состоянии эффективно заняться лишь одной-единственной творческой задачей (иногда он не способен даже и на это!); по мере повышения психоэнергетического потенциала, становится вполне реальным распределение "временного бюджета" индивида между несколькими творческими работами; еще большее приближение к максимуму творческой энергии обусловливает возможность даже одновременной (а не только последовательной) реализации нескольких заданий. Рассматриваемая сетевая структура позволяет совмещать несколько видов детельности, но не принуждает человека к этому. Она дает каждому участнику возможность постоянно менять стиль работы -- от узкоспециального до всеохватывающего, в зависимости как от состояния индивида и его подготовки, так и от рода избранных им заданий.
Ещё одна отличительная особенность хирамы - наличие психологического (внутреннего) лидера. Он оценивает вклад всех участников в общую идейную "копилку" (для этого ему в помощь могут быть даны 1-2 эксперта). Психологический лидер, однако, не столько контролер, сколько помощник. Именно к нему идут за советом, духовной поддержкой, сеансом психотерапии. Если необходимо, психологический лидер организует оказание и материальной помощи (поддержки, пособия, поощрения).
Структура включает также особого лидера по внешним связям (внешнего лидера). Он координирует:
проводимую всеми членами сетевой группы деятельность "в миру", миссионерство, пропаганду тех или иных идей, контакты с другими хирамами и организациями;
организацию досуга и культурных мероприятий, поддержкезультатами.
Ценностно-концептуальный базис хирамы может быть персонифицирован образом духовного лидера («гуру»).. В этом случае можно сказать, что участники стремятся достичь целей, сформулированных в учении духовного лидера (царь Хирам был, возможно, первым таким гуру). Члены хирамы обычно предпочитают легендарного «гуру» (наподобие Вильгельма Телля в Швейцарии), давно умершего человека, чьи идеи отражены в его произведениях или, наконец, человека, географически достаточно удаленного от места расположения сетевой структуры.
Несмотря на все модификации и структурные новшества, хирамы и подобные им сетевые структуры (см. рисунок) сохраняют общее структурное сходство с первобытной группой охотников-собирателей. Целый ряд важных социальных функций в группе охотников-собирателей воспроизводится в этой структуре. Например, «вождь», описанный Марьянски и Тэрнером (Maryansky, Turner, 1992), соответствует по своим функциям лидеру по внешним связям, шаман напоминал психологического лидера, а те влиятельные члены группы, которые наиболее искусно выполняли определенную работу, находят своих аналогов в творческих лидерах.
Следует, однако, подчеркнуть, что рассмотренный тип сетевых структур занимает своего рода "срединное положение" между бюрократией и первобытной ордой. Так, децентрализация иерархии не означает ее полного отсутствия, а лишь расщепленный характер лидерства; широкая специализация не означает отсутствия специалистов, а означает лишь перекрывание границ специальностей; наконец, неформальная структура не отрицает все-таки существующую формальную (выражающуюся, например, в регламентации функций многочисленных частичных лидеров). Сетевые структуры не ведут нас "назад в пещеры", а лишь "разбавляют" некоторыми биополитически и антропологически обоснованными идеями бюрократичность современных централизованных организаций.
Гибкость и пластичность сетевой структуры находит свое отражение и в том, что она может иметь не одно, а много организационных "ликов". Одна и та же сетевая структура может одновременно или последовательно представлять собой научно-исследовательский коллектив; благотворительный фонд; коммерческую фирму; просветительскую инициативную группу; художественную артель; политическую "группу давления" и т.д. в зависимости от того, какой аспект широкой междисциплинарной задачи выходит на первый план. В то же время, в соответствии со сказанным выше, сетевая структура рассматриваемого типа не может быть редуцирована до какого-либо из организационных "ликов" - это прежде всего персонализированная группа с большим удельным весом неформальных связей.