4.3.1. Вариант «хирама»

.

4.3.1. Вариант «хирама»

. Рассмотрим некоторые конкретные варианты структур, начиная с авторской разработки – «хирамы» (hirama, аббревиатура  от английских слов High Intensity Research and Management Association, Ассоциация высокоинтенсивных исследований и менеджмента), созданной при поддержке американского биополитика Р.Д. Мастерса.

Речь идет о широкопроблемном междисциплинарном творческом коллективе из примерно 10-20 человек. Поскольку подобная сетевая группа опирается на неформальную и,  стало быть, самоорганизующуюся ("синэргетическую") структуру,  то пределы численности  участников задаются тем,  что "относиться неформальным образом" -- испытывать эмоции,  чувства -- человек может одновременно к  ограниченному  числу  людей.  Если организация включает больше людей,  чем предел "эмоционального охвата"  человека,  то  она имеет тенденцию раскалываться надвое (социотомия)[36]. В литературе имеются несколько различающиеся оценки  типичной  максимальной  величины неформальной группы.  Так, многие социологи называют, в качестве средней величины, приблизительно 11 человек; первобытная группа охотников-собирателей могла быть несколько  крупнее (ибо здесь на неформальное структурирование накладывалась необходимость коллективного выживания, что требовало достаточной,  например,  для охоты на мамонта, численности) и составлять до 25 человек;  современная  бригадная организация имеет ядро 10--15 человек.

Таким образом, обсуждаемая здесь сетевая структура, будучи ограниченной по количеству участников, соответствует тому, что в социологии обозначается как малая группа. Известно, что малые группы характеризуются персонализацией и индивидуа­лизацией межчеловеческих отношений. Если нет препятствий (например, излишняя формализация групповой структуры, введение в нее психологически несовместимых индивидов), то такая группа имеет тенденцию становиться чем-то большим, чем ассоциация или организация, созданная ради решения той или иной задачи. Группа  стремится к тому, чтобы соответствовать социологическому понятию "первичной группы" (Gemeinschaft в классификации немецкого социолога Ф. Тённиса). Люди в первичной группе не только совместно работают, но и живут, идентифицируют себя с этой групппой, их общение становится многоплановым.

Сетевую малую группу объединяет предельно широко сформулированная  творческая задача или проблема.  Эта проблема может одновременно включать научный, религиозный и политический аспекты. Примеры  подобно  постановки проблем - "Роль иудаизма в современной России", "Познание живой природы" или – что более тесно связано с биополитикой – «Экологическая этика». Проблема (задача) дробится на несколько подпроблем (подзадач).

Так, проблема «Экологическая этика» может быть подразделена (это решается в ходе дискуссии под руководством организационного лидера, см. ниже), следующим образом:

 

философские аспекты (например, анализ и ситуационное приложение взглядов А. Швейцера, П. Тейяра де Шардена, К.М. Майер-Абиха и других философов, внесших свою лепту в осмысление взаимоотношений человечества и всего живого покрова планеты);

практические аспекты (экологический мониторинг и био-оценка  технологий);

эстетико-психологические аспекты (пути создания "экологического имэджа" предприятия);

футуристически-планирующие аспекты (разработка безотходных технологий и производственных циклов)

 

В разделе 7 (7.6.) приводится другой пример дробления задач на подпроблемы в сетевой структуре типа «хирамы»: речь идет о применении   сетевых принципов для стимулирования биологического образования путем формирования творческих команд из школьников.

Самая необычная особенность данной сетевой структуры (см. рисунок) - в том, что членение проблемы на подпроблемы не означает деление коллектива участников на части. Они параллельно работают в нескольких (в идеале во всех) подпроблемах сразу.  Подпроблемы взаимно перекрываются и решаются в режиме комплексного познания и освоения мира, с участием рационального мышления,  деятельности, эмпатии. За каждой из подпроблем закреплен только соответствующий координатор-протоколист, творческий частичный лидер, коллекционирующий идеи всех участников хирамы по соответствующему направлению. Он обычно уделяет до 50% времени вкладу в работу других, не координируемых им подразделений (и в этой функции выступает как рядовой член группы).

Известно, что продуктивность и творческая энергия индивида  постоянно  меняются  в  зависимости от множества соматических (в том числе биоритмологических) и  социально-психологических  факторов.  Находясь ближе к минимальному уровню своей творческой энергии,  индивид оказывается в состоянии эффективно заняться лишь одной-единственной  творческой задачей (иногда он не способен даже и на это!);  по мере повышения психоэнергетического  потенциала,  становится  вполне  реальным распределение  "временного  бюджета" индивида между несколькими творческими работами;  еще большее  приближение  к  максимуму  творческой энергии обусловливает  возможность  даже  одновременной  (а не только последовательной) реализации нескольких заданий.  Рассматриваемая сетевая структура  позволяет совмещать несколько видов детельности,  но не принуждает человека к этому.  Она дает каждому участнику  возможность постоянно  менять стиль работы -- от узкоспециального до всеохватывающего, в зависимости как от состояния индивида и его подготовки, так и от  рода избранных им заданий.

Ещё одна отличительная особенность хирамы  -  наличие  психологического (внутреннего) лидера.  Он оценивает вклад всех участников в общую идейную "копилку" (для этого ему в помощь могут  быть  даны  1-2 эксперта). Психологический  лидер,  однако,  не столько контролер,  сколько помощник. Именно к нему  идут за советом,  духовной поддержкой, сеансом психотерапии. Если необходимо, психологический лидер организует оказание и материальной помощи (поддержки, пособия, поощрения).

Структура включает также особого лидера по внешним связям (внешнего лидера). Он координирует:

 

проводимую всеми членами сетевой группы деятельность "в миру", миссионерство, пропаганду тех или иных идей, контакты с другими хирамами и организациями;

организацию досуга и культурных мероприятий, поддержкезультатами.

Ценностно-концептуальный базис хирамы может быть персонифицирован образом духовного лидера («гуру»)..  В этом случае можно сказать, что участники стремятся достичь целей, сформулированных в учении духовного лидера (царь Хирам был, возможно, первым таким гуру). Члены хирамы обычно предпочитают легендарного «гуру» (наподобие Вильгельма Телля в Швейцарии), давно умершего человека, чьи идеи отражены в его произведениях или, наконец, человека, географически достаточно удаленного от места расположения сетевой структуры.

Несмотря на все модификации и структурные новшества, хирамы и подобные им сетевые структуры  (см. рисунок) сохраняют общее структурное сходство с первобытной группой охотников-собирателей. Целый ряд важных социальных функций в группе охотников-собирателей воспроизводится в этой структуре. Например, «вождь», описанный Марьянски и Тэрнером (Maryansky, Turner, 1992), соответствует  по своим функциям лидеру по внешним связям, шаман напоминал психологического лидера, а те влиятельные члены группы, которые наиболее искусно выполняли определенную работу, находят своих аналогов в творческих лидерах.

Следует, однако, подчеркнуть, что рассмотренный тип сетевых структур занимает своего рода "срединное положение" между бюрократией и первобытной ордой. Так, децентрализация иерархии не означает ее полного отсутствия, а лишь расщепленный характер лидерства;  широкая специализация не  означает  отсутствия специалистов,  а означает лишь перекрывание границ специальностей;  наконец,  неформальная структура не отрицает все-таки существующую формальную (выражающуюся, например, в регламентации функций многочисленных  частичных  лидеров).  Сетевые структуры не ведут нас "назад в пещеры",  а лишь "разбавляют" некоторыми биополитически и антропологически обоснованными идеями  бюрократичность современных централизованных организаций.

Гибкость и пластичность сетевой структуры находит свое отражение и в том,  что она может иметь не одно, а много организационных "ликов". Одна и та же сетевая структура может одновременно или последовательно представлять  собой  научно-исследовательский коллектив;  благотворительный фонд; коммерческую фирму; просветительскую инициативную группу; художественную  артель;  политическую "группу давления" и т.д.  в зависимости от того,  какой аспект широкой  междисциплинарной  задачи выходит на  первый план.  В то же время,  в соответствии со сказанным выше, сетевая структура рассматриваемого типа не может быть редуцирована до  какого-либо  из  организационных  "ликов" - это прежде всего персонализированная группа с большим удельным весом неформальных связей.