5.3. Обучение
.5.3. Обучение
Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида – природа (генетические задатки) или воспитание, среда? Nature or Nurture? (тема биополитической конференции в Дартмутском колледже (США) летом 1996 г. и многих аналогичных мероприятий). В приложении к высшим животным многие исследователи говорят о «культурных традициях» – элементах поведения, не детерминированных генетически и существующих только у определенных сообществ животных. В наибольшей степени подобные традиции выражены у приматов. Так, традиция выкапывания картофеля руками существовала и «культурно» передавалась от поколения к поколению у одной-единственной популяции лангуров (Дерягина, Бутовская, 1992). Характерно, что новую «культурную традицию» у приматов (скажем, у японских макак) во многих случаях первыми осваивали особи-подростки, матери перенимали их от старших детенышей и передавали младшим. Некоторые формы поведения (скажем, вокализация), кажущиеся «сугубо инстинктивными» на первый взгляд, оказываются фактически результатом обучения в ходе социальных взаимодействий между особями. Так, крик зеленых мартышек Cercopithecus sabacus «wre!», издаваемый при защите территории от соседних групп, приобретается ими при обучении (Савельев, 1998).
Обучение у людей и других видов приматов происходит успешнее в том случае, если в роли учителя выступает особь старшего возраста (например, у павианов это самец с седой гривой, Дольник, 1994). Это эволюционно-древнее предпочтение сохраняется и у современных детей, хотя быстрый темп изменения уклада жизни в современную эпоху ведет к относительной некомпетентности (например, в отношении компьютерной техники) пожилых людей и к более выигрышному положению лиц среднего возраста, объективно более подходящих на роль учителей по многим (конечно, не всем!) из жизненно важных ныне «предметов преподавания».
Обучение часто приводит к долговременным перестройкам поведения с соответствующими изменениями в нервной системе. Обучение включает в себя:
Импринтинг (от англ. imprint – впечатывать). В узком этологическом смысле речь идет о запоминании детенышем животного первого попавшегося на глаза движущегося объекта. Хорошо известен импринтинг у гусят: они считают "мамой" тот движущийся предмет, который видят в первый день жизни (известны фотографии Лоренца с выводком следующим за ним птенцов). В несколько более широком смысле, имеющем биополитический резонанс, под импринтингом понимается всякое обучение, основанное на запечатлении (прочном и, в типичном случае, необратимом, запоминании) определенной информации, к которой индивид восприимчив (комптентен) лишь ограниченное время. Хороший пример – пение птиц. Для исполнения «правильной» мелодии, специфичной для данного вида птиц и местного диалекта, птенец в определенном возрасте должен слушать образцы песен взрослых «наставников». Так, молодые соловьи восприимчивы к мелодиям «наставников» в течение нескольких месяцев и обучаются репертуару из более чем 100 песен (Савельев, 1998). Критический период для обучения ребенка языку завершается не позднее чем к концу 10—12 месяца жизни. На протяжении периода языкового импринтинга младенец способен воспринимать на слух различия между фонемами любого человеческого языка; т.е. ребенок рождается «космополитом». По окончании восприимчивого периода синапсы между нейронами его мозга формируют структуры, соответствующие смыслоразличительным звукам его родного языка, и он адекватно вомпринимает отныне только эти фонемы. Например, достигший одного года жизни японец утрачивает способность различать звуки «р» и «л», поскольку японский язык не дискриминирует эти фонемы. В последние годы этологи получили новые данные о том, что границы периода импринтинга не столь жестко фиксированы генетически, как считали раньше. Эти границы сами зависят от окружающей среды. Чем богаче стимулами и разнообразнее эта среда, тем дольше может продолжаться фаза импринтинга. Например, птенцы совы обучаются по механизму импринтинга картированию местности путем сравнения зрительной и слуховой информации. Птенец сохраняет восприимчивость к этой информации до 70-го дня после вылупления в сравнительно бедной и однообразной среде и до 200-го дня – в очень богатой разнообразными раздражителями среде[39]. Исследования последних лет также показывают, что запечатленная в раннем возрасте информация в некоторых случаях может быть изменена о взрослом состоянии, т.е. что импринтинг может быть частично обратим. Взрослая птица, слушающая несколько месяцев подряд измененную мелодию (например, ее собственную песню, исполненную на компьютере в измененном темпе) начинает петь «неправильно». Птица возвращается, однако, к нормальной песне, если ей перестают исполнять «неправильный» вариант. Биополитики и этологи человека находят аналоги импринтинга в процессах политической социализации – усвоения подрастающим поколением политических норм и ценностей социума. Так, развитие национальных (расовых и т.д) стереотипов и предрассудков свызывают с чувствительным периодом в жизни ребенка (см. подробнее ниже, 5.16.). Долгое (по сравнению с другими приматами) детство у Homo sapiens соответствует удлиненному периоду, в котором возможен такой эффективный способ обучения как импринтинг (Дольник, 1994).
Привыкание (habituation). Ослабление реакции на многократно повторяемый безопасный стимул без подкрепления (награды). Инфузория трубач, если до нее многократно дотрагиваться, всё слабее и слабее реагирует на прикосновение. Человек также постепенно перестает обращать внимание, например, на шум машин в большом городе. Однако это не означает, что «шумовое загрязнение» на него более не влияет – вызванный шумом стресс продолжает свое незаметное воздействие на организм. Борьба с шумом представляет важную грань практической биополитики (в её экологическом аспекте).
Условный рефлекс (conditioning). Включает классический условный рефлекс (например, павловские собаки запоминали связь между вспышкой света и пищей) и оперантный (обучение поведению, направленному на получение награды или избегание наказания). Оперантный условный рефлекс находился в центре внимания исследовательской программы бихевиоризма, кратко рассмотренной в начале этого раздела.
Подражание. Проявляется в различных формах: (а) как выполнение того или иного поведенческого акта вслед за выполнением сходного акта другой особью (кашель, чихание, зевание часто распространяются в зрительных залах театров по эстафете); (б) усиление реакции на какой-либо объект в результате реакции на него других особей (в человеческом обществе эту форму подражания используют в рекламном бизнесе, сообщая о восторженной реакции других покупателей на данный товар); (в) имитация -- копирование, например, звуков, которые производятся другой особью и которых нет в репертуаре данной особи (мысленный пример из жизни Homo sapiens – Лещенко поет песню из репертуара Аллы Пугачевой).
Инсайт. Наиболее творческий вид обучения, связанный с «улавливанием новых связей» между объектами или явлениями, что дает возможность нетривиального решения той иной задачи. К инсайту способны уже голуби, но он наиболее развит у высших приматов, и без этой способности невозможно представить себе возникновение и развитие человеческого общества.
Обучение как форма поведения связана с приобретением жизненного опыта, весьма важной составной частью которого является взаимодействие с себе подобными. Таким образом, обучение связано не только с индивидуальным, но и с социальным поведением.