5.7.1. Афилиация (от лат. affiliatio - принадлежу)

.

5.7.1. Афилиация (от лат. affiliatio - принадлежу)

 заключается во взаимном притяжении особей одного вида,  группы, семьи друг к другу. А. Эспинас в классической работе «Социальная жизнь животных» писал об афилиации: «Совместная жизнь доставляет животным удовольствие, потому что никакое представление так ни приятно для живого существа, как представление быть вместе»[46]. Афилиация внутри группы часто предполагает изоляцию (см.) или даже агрессию (см.) по отношению ко всем "чужакам" или конкретным группам чужаков. Группа консолидируется перед лицом единого для всех врага.

В опытах с животными, например, с собаками, было установлено, что они готовы справиться со сложной экспериментальной задачей ради единственного вознаграждения - возможность видеть особь своего вида (группы), общаться с нею. Две собаки преодолевают заданное расстояние быстрее, чем каждая из этих собак по отдельности - это феномен социального облегчения (социальной фасилитации), тесно связанного с афилиацией. «В присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен» (Майерс, 2000, С.357). Многочисленные примеры социального облегчения различных видов деятельности (например, решения проблемных задач) имеются и у человека, но описаны и ситуации противоположного типа. Присутствие других индивидов иногда тормозит решение задач. Складывается впечатление, что «компания» способствует работе с простыми задачами и тормозит работу с более сложными. Вероятное объяснение – контакт с другими индивидами вызывает состояние возбуждения, в котором, в силу психологических законов, облегчаются простые стереотипные и затрудняются сложные нестандартные задачи (часто требующие спокойного уединения).

Подобно изоляции, афилиация представляет эволюционно древнюю форму поведения, проявляемую уже на уровне одноклеточных существ в виде когезии (сцепления,  слипания) клеток одного клона, при отторжении клеток "чужих" клонов. Афилиация  и изоляция находятся в состоянии деликатного, динамичного баланса, подвластного определенному временному ритму.  Например,  сурки в утренние часы активно общаются между собой, включая приветствия,  взаимные ласки (груминг) и игры. В послеобеденное время такое афилиативное поведение сменяется изоляцией в индивидуальных норах. 

Афилиация приобретает социально важную форму дружеских отношений между индивидами высокого социального ранга (вплоть до формирования тесно спаянных коалиций), что представляется особенно важным для консoлидации сообщества. Афилиация и изоляция могут проявляться в разных пространственных зонах. Так, местообитание песчанок и других грызунов частично обороняется от других особей («зона неприкосновенности»), частично открыто для контакта с ними («зона контакта»). Муравьи предотвращают конфликт между муравейниками, объединяя их во втричные федерации с буферными зонами контакта в виде малых пограничных гнезд, обеспечивающих интенсивный обмен личинками и взрослыми особями между муравейниками (Захаров, 1991). Для биополитики важно то, что и некоторые межгосударственные и межэтнические конфликты могли бы быть смягчены созданием буферных зон взаимного контакта.

Исследования последних  десятилетий подводят физиологическую базу под некоторые аспекты афилиации. Так, у животных и, вероятно, у людей есть врожденные механизмы распознавания  степень сходства фенотипа, включая запах пота и других выделений; опираясь на фенотипические критерии, индивиды могут отличить генетически родственных индивидов (в частности, с теми же или весьма сходными факторами крови). От подсознательно воспринимаемого сходства или несовпадения характеристик других индивидов с собственными характеристиками в той или иной мере зависят взаимоотношения между людьми. Есть указания на корреляцию между степенью сходства факторов крови (были взяты 7 полиморфных маркеров – АВ0, резус-фактор и др.) и вероятностью дружественных или семейных отношений между двумя сравниваемыми человеческими индивидами[47]. Эти тенденции связаны с рядом специфических политических феноменов, к числу которых относится харизматическое  лидерство и этноцентризм (см. 5.16). Афилиация имеет  как положительное (афилиация как фактор консолидации группы, основа для социальных технологий), так и отрицательное (афилиация как фактор, способствующий национализму, неприятию "чужих") биополитическое значение.