5.14.3. Об иерархиях в человеческом обществе.

.

5.14.3. Об иерархиях в человеческом обществе.

 Распространенность и эволюционно-консервативный характер феномена иерархии ставит  под серьезное сомнение все те утопические проекты реорганизации человеческого общества, где люди предстают полностью уравненными по социальному рангу. В социологии и политологии хорошо известен "железный закон олигархии" Р.Михельса, гласящий, что даже партии и другие политические движения, стремящиеся к эгалитарным (раннехристианским, социалистическим, коммунистическим) целям и идеалам, формируют все более жесткие бюрократизирующиеся иерархии в процессе собственного развития и формирования стремящихся к замкнутости политических элит.

Явление доминирования в человеческом социуме не ограничивается только "личными" отношениями между людьми и их группами. В человеческом социуме происходит институционализация отношений доминирования-подчинения -- их закрепление как политической власти. Проблема власти -- одна из стержневых проблем политологии. Р. Мастерс характеризует всю политику как сферу отношений доминирования, которые стремятся к созданию, поддержанию или изменению социальных правил.  Власть базируется на отношениях доминирования-подчинения. Понятие «власть» означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других. В то же время власть как явление и особенно политическая власть, наряду с биосоциальными предпосылками, включает в себя и весьма существенную социокультурную компоненту. В человеческом социуме появляются новые специфические ресурсы политического доминирования, из числа которых в нашу эпоху все более существенная  роль отводится обладанию информацией. Впрочем, и в сообществах обезьян информация нередко служит важной предпосылкой по крайней мере временного ситуационного лидерства. Так, шимпанзе следуют за особью, знающей, где расположены кормушки с вкусными листьями (de Waal, 1996).

Культурно детерминированы характерные для человеческого общества символические атрибуты власти – от маршальского жезла до расположения кресел в зале заседания парламента или Политбюро советских времен. Зарубежные эксперты легко выясняли политическую иерархию в СССР по тому, как политические деятели располагались в зале во время официальных мероприятий. Однако некоторая часть символики политической власти имеет и биосоциальные предпосылки. Например, облеченное властью лицо поднимается на высокую трибуну, монархи и диктаторы воздвигали себе в разные эпохи истории гигантские статуи; в то же время и в сообществах обезьян вожак стремиться подчеркнуть свои большие размеры, занять возвышенное положение, в буквальном смысле «унизить» подчиненных особей, которые сами преуменьшают свой рост, принимают сгорбленнную позу, подставляются доминанту и др.. Доминирование в человеческом обществе в большинстве случаев предполагает лидерство – управление поведением индивидов и групп и, в целом, политическими процессами в социуме. Отметим, что обратное утверждение не всегда верно. Лидер может и не быть доминантом, что мы особенно рельефно видим на примере рассмотренных выше частичных, лишенных привилегий и особого статуса, лидеров в первобытных группах и современных типах сетевых стуктур. Политическое лидерство рассматривается биополитиками в этологических терминах (см. подробнее 5.16.1.).

В жестких иерархических социальных структурах часто возникает своеобразный альянс лидера (доминанта) с индивидами самых низких рангов («подонками» в наиболее буквальном смысле этого слова). Как обратил внимание Р.В. Дольник (1994, 1996), такая ситуация имеет аналоги в сообществах других приматов (макак). Альянс является взаимовыгодным: особи низкого ранга ищут в нем покровительство и защиту от субдоминантов, а доминант также оказывается в выигрыше – низкоранговые особи, ничтожные по статусу сами по себе, тем не менее помогают ему унизить субдоминантов, ослабить исходящую от них угрозу для собственного статуса. Исторические примеры альянса лидера (особенно тиранического) и «подонков» варьируют от ситуации в тюрьме, где есть «пахан» и подпевающие ему «шестерки», до тоталитарного государства, лидер которого окружает себя полностью зависящими от него «выдвиженцами».

Понятие доминирования распространимо также на отношения между целыми политическими системами – например, между государствами на международной арене, где в каждую историческую эпоху складывается свой «баланс сил». Как особи в сообществе обезьян, недоминирующие государства могут формировать коалиции, которые в целом становятся сильнее, чем государство-доминант.