7.1.2. Взгляды А. Влавианос-Арванитис.

.

7.1.2. Взгляды А. Влавианос-Арванитис.

 Взгляды Колдуэлла находили поддержку в ряде работ А. Сомита, Петерсона, В. Эндерсона. Наибольшее внимание проблеме охраны живого покрова планеты («био-окружения») уделяет – из числа биополитиков – А. Влавианос-Арванитис, создавшая свою организацию (Биополитическая Интернациональная Организация) в 1985 г., когда все экологические опасности обозначились значительно более рельефно, чем в шестидесятые годы. Подход Б.И.О. к экологической и природоохранной проблематике биоцентричен, исходит из абсолютной ценности каждого представителя биоса (био-разнообразия планеты), и в этом Влавианос-Арванитис видит отличие биополитики от экологического движения, во многом ориентированного на защиту интересов человечества, так что остальная природа – это лишь «дом» человека, забота о ней  уподобляется починке дома. В греческом языке само слово «экология» производно от слова «дом» (ekos). Биос как объект основного внимания Б.И.О. Влавианос-Арванитис (Vlavianos-Arvanitis, 1985; 1993) рассматривает в этико-философских, почти мистических терминах, что созвучно со взглядами Т.Торсона в книге «Биополитика» (Thorson, 1970) об «осознании эволюцией самой себя» (см. 1.3). А. Влавианос-Арванитис утверждает следущее (и в ее устах это более чем красивая метафора):

Все люди составляют единое «тело человечества».

«Тело человечества» – часть «единого тела биоса», включающего многообразие жизненных форм, от микроорганизмов и растений до животных и человека

Вредоносное воздействие человечества на био-окружение уподобляется повреждению органов «тела биоса» (вырубание лесов в Амазонии – повреждению легких)

Это воздействие не только опасно для всей планеты и самого человечества, но и безнравственно.

 

В связи с выражением «единое тело биоса» укажем на взгляды Дж. Лавлока, далее подхваченные Л. Маргулис и рядом других биологов. Лавлок[86] на основе данных о динамике температуры и других параметров на протяжении эволюции Земли пришел в конце 70-х годов ХХ века к «гипотезе Геи»: живой покров планеты, действуя как единое целое, способен направленно менять температуру, альбедо и другие ее свойства ради создания оптимальных условий для собственного процветания и эволюции.

Идея «единого тела биоса» Влавианос-Арванитис акцентирует внимание на глобальных свойствах планетарной жизни, на сетях многообразных взаимосвязей между живыми организмами и их сообществами, а также на единых принципах организации и функционирования любых форм живого. Рассматривая «тело человечества» как органическую часть «тела биоса», Влавианос-Арванитис объективно становится на позиции натурализма, представляющего философский фундамент биополитики (см. выше 2.1.), включая ее антропологические, поведенческие и физиологические грани. Представляется, что идеи А. Влавианос-Арванитис о «теле биоса» допускают по крайней мере три интерпретации:

 

Чисто публицистическую интерпретацию: эти идеи привлекают интерес (и денежные средства) политиков, бизнесменов и широких масс людей к проблематике охраны био-разнообразия и к биополитике в целом;

Философско-мистическую интерпретацию: жизнь понимается не только как совокупность живых индивидов (пусть взаимодействующих), но и как единая, текучая, всепроникающая, континуальная стихия, охватывающая всю планету (близко к пониманию того же термина «биос» П. Флоренским и другими философами русского «серебряного века»). Вселенская стихия биоса приобретает религиозные обертона, поскольку рассматривается как  богозданная (этот аспект рассматривается в трудах Б.И.О. под рубрикой «био-теология»);

Биосоциальную интерпретацию: биос как единая глобальная биосоциальная система; его «тело» подобно многоклеточному организму – биосоциальной системе, состоящей из клеток как индивидов (см. 7.1.4.).