7.5.1. Био-юриспруденция.

.

7.5.1. Био-юриспруденция.

Проблемы биоэтики тесно связаны с биоцентрическим представлением об абсолютной ценности всякой формы жизни, о юридических правах, которыми должна быть защищена любая форма жизни – будь то подопытное животное или человеческий эмбрион, растение или даже микроорганизм.

Речь идет о создании новой юрисдикции,  в которой в «некоем высшем смысле» человек, амеба и вирус оспы будут обладать равными правами. Причем, всякая другая логика «приведет к тому или иному виду  дискриминации, к так называемой переделке природы, что для нашей страны в свое время означало лысенковщину,  проекты поворота рек и прочие беды, а для многих других стран - зримые опасности индустриализованного общества потребления» (Гусев, 1991, С.4). М.В. Гусев предлагает положить в основу био-юриспруденции закон о «презумпции виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия».

Биополитик и юрист Маргарита Грутер (Грутеровский институт права и поведенческих исследований, США) ставит вопрос: как добиться того, чтобы люди шли на достаточно большие затраты в интересах охраны живого на планете без каких-либо выгод для себя? Грутер (Gruter, 1991) видит возможное решение в создании законов, предусматривающих суровые наказания для тех, кто причиняет природе вред; в разработке системы «соблазнительных поощрений» для друзей био-разнообразия; в предоставлении достаточной финансовой поддержки активистам в области разработки и реализации норм био-юриспруденции. И тем не менее, все эти юридические и экономические меры по принципу «кнута и пряника» (негативные и позитивные санкции в области защиты био-окружения, по терминологии А. Влавианос-Арванитис), по мысли Грутер, дадут лишь краткосрочный эффект. Выработка устойчивой мотивации в поддержку интересов биоса «на всех фронтах» – от борьбы с загрязнением планеты до прекращения мучительных опытов с животными – требует не одного только метода «кнута и пряника», но и долговременного изменения ментальности человека с культивированием в социуме биополитики и биоэтики. В этой связи М. Грутер возлагает надежды на систему образования (см. 7.6. ниже).

Помимо прав различных форм живого, био-юриспруденция наделяет самого человека некоторыми новыми правами:

 

право распоряжаться своим телом, органами и тканями.

право жить в соприкосновении с многообразным биосом; право избежать последствий экологической  катастрофы - например,  ультрафиолетового излучения при разрушении озонового экрана;

 

Как показывает последний пункт, био-юриспруденция тесно связана с законодательством по проблемам окружающей среды, и мы уже подчеркивали выше важность этой проблематики с точки зрения биополитики.

В последние годы Биополитическая Интернациональная организация активно стремиться к созданию международного суда по вопросам окружающей среды (International Court for the Bio-Environment) с арбитражными функциями, в задачи которого входила бы реализация признанного в международном масштабе юридического механизма разрешения конфликтов, связанных с проблематикой био-окружения человечества. Этой теме, в частности, была посвящена конференция Б.И.О. в Афинах в янвапре 2001 г., где высказана надежда, что «глобальный мир, охрана здоровья и уважение к  среде обитания человека станут реальностью» (см. информацию на сайте Б.И.О.