7.4.3. Био-эстетика

.

7.4.3. Био-эстетика

.  Если биоэтика есть часть этики вообще (точнее, ее составной части под названием «прикладная этика»), то био-эстетика представляет собой часть эстетики, всеобщего учения о прекрасном. Это учение тесно связано с законами симметрии, определяющими красоту форм и гармонию движений. В более точном математическом смысле симметрию можно определить как понятие, описывающее превращение фигур или тел в самих себя или друг в друга при определенных преобразованиях (преобразованиях симметрии). В таком понимании симметрия (и связанная с ней эстетика) существует как среди живых, так и неживых объектов. Для обоих типов объектов характерны, например, поворотные симметрии порядка 2,3, 6. Например, в случае кристалла это означает, что кристаллическая В таком понимании симметрия (и связанная с ней эстетика) существует как среди живых, так и неживых объектов. Для обоих типов объектов характерны, например, пов– представление о важности численных (безразмерных) отношений для самых разных форм бытия. Как писал древнегреческий философ Пифагор, «числа управляют миром». Эти слова до сих пор не утратили актуальностии в том плане, что числа фигурируют в «горячих» точках современной науки: при изучении распределения планет в Солнечной системе, генетического кода, периодической природы музыкального ряда и таблицы Менделеева» (Урманцев, 1974).

Одно из важных численных соотношений, возникающих при анализе структуры или ритической динамики разнообразных объектов – пропорция золотого сечения, возникающая при делении отрезка прямой единичной длины в соотношении примерно 0,618:0,382. В этом случае частное от деления  длины целого отрезка на длину большей части (1:0,618) равно частному от деления длины большей части на длину меньшей части (0,618:0,382) и составляет 1,618... Это частное обозначают Ф в честь греческого скульптора Фидия, использовавшего пропорцию золотого сечения в своих произведениях. С золотым сечением связан ряд чисел Фибоначчи: 1,2,3,5,8,13...,  в котором каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Отношение двух соседних членов ряда стремится в числу Ф.

Эстетическая привлекательность биоса связана с симметрией входящих в его состав структур. Примерами могут служить животные с радиальной симметрией  -  морские звезды, кальмары, осьминоги, кораллы, которые запечатлены на критских фресках, картинах, вазах (см. рис. 1 в начале книги). Биос характеризуется также динамической (функциональной) симметрией, так что динамика биоритмов оказывается зеркально-симметричной[111]. Некоторые типы симметрии характерны только для живых существ, например, поворотная симметрия пятого порядка (пятилучевые морские звезды, рис. 21; идеальный образ человеческого тела в виде пятиконечной звезды). Как отмечал В.И.Вернадский, симметрия пятого порядка невозможна в мире кристаллов. Живому свойственна также конформная симметрия, при которой обьект состоит из двух частей, зеркально-симметричных относительно дуги окружности, эллипса или иной фигуры. Часто встречается у живых организмов также фрактальная симметрия, ситуация, когда часть системы напоимнает по форме и сложности узора целую систему. Таковы сложные листья растений, состоящие из многих листовых пластинок, каждая из которых напоминает по форме уменьшенную копию всего сложного листа.  Нельзя забывать и того, что симметрия присутствует в мире живого наряду с асимметрией, и то и другое представляет неотъемлемый аттрибут живого. За асимметрию отвечают всевозможные дисфакторы, которые и обусловливают, например, неполноту зеркальной симметрии человеческого тела, отличие правой половины от левой. В соответствующем месте мы уже указали на то, что правое и левое полушарие мозга, несмотря на очевидную структурную зеркальную симметрию, тем не менее не полностью симметричны на функциональном, микроструктурном, нейрохимическом уровнях.

 В мире живого распространены пропорции золотого сечения, которые заложены в соотношениях частей тела человека и многих животных (предмет исследований немецкого ученого прошлого века А. Цейзинга). Ряд Фибоначчи задает винтовое расположениии листьев на побегах,  семянок в головках подсолнечника, чешуек в шишках сосны. Симметрия форм живого, роль безразмерных отношений для анализа живых объектов была в центре внимания ученого начала ХХ века Томпсона д’Арси. Выдающийся русский биолог А.А. Любищев предполагал, что преобразование форм в ходе эволюция живого подчиняется законам эстетики, и тогда наше способность восприятия красоты – следствие того, что и мы представляем собой продукт эволюции, воплощение гармонии мира.

Все сказанное выше о законах симметрии и золотом сечении не только служит для нас ориентиром при различении прекрасного и безобразного, но и порождает в человеческом обществе различную символику. Например, притягательная сила христианских икон усиливается особенностями их композиции, сочетающей в себе симметрию  и асимметрию (как живое существо). Картина на иконе (Рис. 20) симметрична относительно оси, проходящей через центральную фигруру с наибольшим сакральным значением, но сама эта фигура несколько нарушает симметрию (например, Христос изображен с книгой по левую руку). Специфически биополитическое значение имеют био-эстетические мотивы, воплощаемые в политической символике. Не будет преувеличением сказать, что политическая история ХХ века во многом шла под знаком противоборства древних, первоначально сакральных политических символов (пятиконечная звезда, свастика, шестиконечная звезда, пентагон – пятиугольник -- и др.). На био-эстетическую роль свастики, расположенной на зонтике некоторых медуз, указывал Г. Вейль[112]; он же говорил об ее функцию как декоративного элемента, например, в композиции перил собора в Ватикане.

Достаточно важными представляются также цветовые образы. Цвета и их комбинации несут определенную информационную нагрузку,  воспринимаемую мозгом. Так, мы подсознательно связываем зеленый цвет с растительностью, с ландшафтом, окружавшим первобытных людей Зеленый участок спектра оптимален для зрения, зеленый цвет приятен для глаз. Воздействие других цветов на нас может быть положительным или отрицательным. Цвета могут вызывать неожиданные эффекты, например, ощущение тепла (оранжево-красный) или холода  (синий). Практическое применение био-эстетики, создание на ее базе архитектурных композиций (био-архитектура) предполагает исследование  биологических  основ восприятия и практическое применение результатов исследований.

Перед архитекторами  и  дизайнерами стоит важная задача - добиться соответствия между проектируемыми конструкциями и биологическими и психологическими потребностями людей. Био-эстетически привлекательные структурные схемы фактически издавна использовались при строительстве и декоративной отделке церквей и храмов. В этом био-архитектурном ключе русский архитектор и  член Биополитической интернациональной организации (Б.И.О.) А.Крюков создал ряд шедевров (здание гостиницы в форме древесного  пня, рис. 21; древовидный монумент в честь первооткрывателей Аляски и др.).

Как компонент био-культуры, био-эстетика тесно взаимодействует и с биополитикой, и с биоэтикой, в ряде случаев давая людям наглядные критерии оценки успеха или неуспеха тех или иных инициатив. Например, как оценить, удался ли такой проект по восстановлению нарушенного промышленной деятельностью людей ландшафта или нет? Можно измерить концентрации загрязнителей в почве, воде, воздухе, подсчитать растительную биомассу, оценить видовое разнообразие восстановленного участка и дать комптентную экспертную оценку результатов природоохранного проекта. Но часто достаточно бросить взгляд на ландшафт и спросить себя: Красив ли он? Вызывает у нас чувства, обычно возникающие при общении с живой, не подавленной человеком природой? Био-эстетическая привлекательность ландшафта выступает здесь как один из важнейших критериев его хорошего экологического состояния. Например, достаточно взглянуть на современный облик Рурской области в Германии, чтобы сказать, что программа ФРГ по его «рекультивации и ренатурации» была достаточно успешно реализована. Правда, зеленые утверждают, что это впечатление лишь вершина айсберга, а до подлинного восстановления нетронутого ландшафта еще достаточно далеко...

С древних времен существует идея о четырех аспектах пути к самосовершенствованию, к восхождению к Богу, к Абсолюту. Эти аспекты суть стремление к истине, добру, красоте и практической пользе. Получается пирамида с четырьмя боковыми гранями (наподобие египетской пирамиды), и восхождение по любой из четырех граней в пределе приводит нас к одной и той же вершинной точке, где сливаются все четыре выделенные жирным шрифтом категории. На схеме эта пирамида обращена к читателю своей все объединяющей вершиной. Био-культура подобна именно такой пирамиде, только все категории рассматриваются в приложении к миру живых существ. Грань, ориентированная на достижение красоты, соответствует био-эстетике, а на достижение добра – биоэтике. Биополитика ориентирована на практически полезные (с точки зрения биоса) шаги и потому соответствует грани, ориентированной на пользу. Однако, кроме практической пользы, биополитика ориентирована и на достижение истины, так как включает в себя большой багаж знаний и методов его получения (о чем и шла речь в большей части этой книги). Поэтому ориентированная на истину грань био-культуры включает биополитику в ее концептуальном аспекте. Но не только ее…

 


Восхождение био-образования, биополитики, биоэтики и био-эстетики по четырем граням пирамиды к ее вершине, объединяющей истину, добро, красоту и практическую пользу. Важное примечание: био-образование в более широком смысле (преподавание интегративной биологии) охватывает все четыре грани пирамиды.

 

 

Движение к истине в плане постижения живого предполагает овладение хотя бы частью багажа знаний различных биологических наук, и, конечно, без этого немыслима био-культура (биологическая грамотность, термин СВЕ). Поэтому, соответствующая грань пирамиды должна быть отведена биологическому образованию, соответствуюшему более широкому спектру биологических заний, нежели только биополитика. Впрочем, все грани пирамиды взаимосвязаны, и биологическое образование, конечно, лишь тогда будет выполнять свою функцию в создании био-культуры, когда, кроме  фактических знаний о живом и его связи с человеком, будет также направлять учащихся в путь вверх и по граням, соответствующим стремлению к красоте, добру и практической пользе.