7.6.1. Био-образование и реализация идей био-центризма

.

7.6.1. Био-образование и реализация идей био-центризма

. В современных условиях, как мы уже видели, связанные с биологией проблемы подстерегают человека буквально на каждом шагу. В сегодняшней ситуации необходимо обогатить учебных программ на всех уровнях образования знаниями о мире живого и связанными с жизнью этическими ценностями. Необходимо  не только давать молодым людям любой профессии основы биологических знаний (предметный компонент био-образования), но воспитывать в них бережное отношение к живому покрову планеты, чувство ответственности за биос, понимание того, что наносить вред живой  природе – не только губительно для самого человека, но и безнравственно (био-этический компонент). Важно и то, чтобы учащиеся были восприимчивы к красоте многообразной жизни – будь то цветок, завораживающий коралл или подкупающая своим изяществом бислойная липидная мембрана (био-эстетический компонент). Поэтому в настоящее время делаются (в разных уголках планеты) настойчивые попытки преподавать сведения о живом детям возможно более раннего возраста, когда у них преобладает образное восприятие реальности и их естественное эстетическое чутье еще не успело огрубеть. Как конкретный пример можно привести обучение детей в новосибирской школе по инициативе преподавательницы Н. Карповой. Дети в ее классах сами создают художественные произведения (картины, панно, мозаику) из биологического материала (например, зерен злаков) и часто на биоморфные темы (например, мальчик создал художественный шедевр – «Ресторан для котов»).

Азбука многообразия жизни должна стоять на равных или даже просто выше азбуки и таблицы умножения (Гусев, 1991). В работах М.В. Гусева  и Г. Шэфера  продемонстрирована реальная возможность – и в то же время назревшая необходимость -- рассмотрения биологии как структурной основы всей системы школьного образования. Это означает, что биология играет методологическую роль даже при изучении, казалось бы, далеких от нее предметов, как например история, которую можно  подать в ракурсе био-истории – истории взаимоотношений человеческого рода с моногообразной планетарной жизнью. Так, био-история уделяет людям, продлевавшим жизнь других (Пастер, Флеминг) существенно больше внимания, чем тем, кто ее укорачивал – политическим злодеям (Наполеон, Гитлер). Многим социальным или гуманитарным терминам (например, война, агрессия) можно придать биологический смысл. Например, «война» может пониматься как «война между биологическими видами», понятие «агрессия» уже рассматривалась выше как биосоциальная категория (раздел 5). В то же время, узкобиологические (казалось бы) термины могут раскрываться перед нами в социогуманитарном или философском ключе. Разрабатываемая Б.И.О. программа био-образования предполагает положить в ее основу общую био-историческую перспективу, связь между современным уровнем развития человечества и био-окружения и их многовековой взаимозависимой историей. В работах акад.Ю.В. Рождественского историчность рассматривается как важная характеристика всякого предмета, преподаваемого в средней или высшей школе. Другими важными характеристиками, по мысли Рождественского, следует считать «обращение к человеку» и наличие философской канвы. Био-образование выполнит эти указания Рождественского именно в том случае, если «возьмет на вооружение» био-культуру и биополитику как ее составляющую.

Не только профессиональные биологи, но и политики, бизнесмены и просто наши современники, независимо от профессии, связывают с биологией свои надежды (например, на преодоление экологического кризиса, на создание дешевой и доступной для всех «чудо-пищи») и в то же время опасения (достаточно напомнить о тревогах в связи с возможностью создания генноинженерных монстров или клонированных людей). Биология и основанные на ней стыковые области, в том числе и биополитика, оказываются  профессионально необходимыми в деятельности людей разнообразных специальностей – от юристов до политиков и менеджеров (достаточно напомнить о биополитически обоснованных организационных рецептах, раздел 4). Соответственно имеется объективная необходимость продолжающегося биологического образования для подготовки и переподготовки (повышения квалификации) таких специалистов.

По мысли М.В. Гусева, задача разработки и пропаганды системы био-образования «для всех» с упором на биоцентрические идеи и ценности могла бы быть делом особых активистов – «жрецов новой веры…, где-то смыкающейся с религией» (Гусев, 1991). Эти активисты должны вести «Диалог» с не-биологами разных призваний, нацеленный на обеспечение «Великого равновесия» – сбалансированной коэволюции человечества и био-окружения. «Диалог» может включать этапы:

 

выработки языка (набора терминов, концептов) общения биологов и не-биологов;

определения круга социально важных биологических понятий;

формулировки целей био-образования.

 

С учетом всего сказанного в этой книге представляется, что роль таких «жрецов» вполне по плечу сетевым структурам, занятым различными вопросами био-культуры и биополитики как ее компонента. Пропаганда био-образования и другие возможные функции «жрецов» биоцентризма -- вплоть до наличия у них полномочий на то, чтобы «закрывать» целые научные направления, если они приносят вред биосу  (Гусев, 1991) – вполне совместима с междисциплинарным, многоликим характером сетевых групп.