СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

Рис. 1. Критская ваза с осьминогом. Середина II тысячелетия до н.э. Гераклейон, Музей.

 

Рис. 2. рН-Зависимость величины мембранного потенциала в искусственных мембранах (протеолипосомах) с комплексами фотохимических ре­акционных центров Rhodospirillum rubrum, цитохромом с и уби­хиноном (кружки) и в клетках R. rubrum (квадраты, тре­уголь­­ники). В опытах, показанных треугольниками, среда содержала ингибиторы ферментативного восстановления цитохрома типа c (c2) – антимицин А (1 мкМ) и миксотиазол (3 мкМ). Примечание: сходные данные получены в опытах с другой пурпурной бактерией – Rhodobacter sphaerodes (не показано).

 

Рис. 3. рН-Зависимость скорости восстановления цитохрома с (в растворе, ромбы) или цитохрома с2 (в освещенных фотосинтетических мембранах – хроматофорах -- пурпурной бактерии Rhodobacter sphaerodes, квадраты и треугольники) посредством добавленного (раствор) или внутриклеточного (бактерия Rb. sphaeroides) хинона. В опытах, показанных треугольниками, среда содержала ингибиторы ферментативного восстановления цитохрома c2 – антимицин А (2 мкМ) и миксотиазол (2 мкМ). Скорость восстановления цитохрома с (с2) выра­жали в форме логарифма обратной величины времени его полувосстановления (t).

 

Рис. 4. Схематическое изображение истории жизни на Земле в виде «шестоднева» (4,5 млрд. лет = 6 суток). По Goldsmith, 1996, с изменениями на базе работ (Сергеев и др., 1996; Заварзин, 1999).

 

??Рис. 5. Человекообразные обезьяны (шимпанзе, бонобо) и некоторые другие приматы (по de Waal, 1996).

 

Рис. 6. Стадии эволюции гоминид (по Джохансон, Иди, 1994). Изображены черепа и (начиная с Homo habilis) характерные каменные орудия (чоперы). Как указано в тексте, австралопитеки дают (1) тупиковую ветвь (массивные виды) и (2) ветвь, ведущую к роду Homo (грацильные виды, особенно Australopithecus afarensis).

 

??Рис. 7. Четыре грани биосоциальных взаимоотношений (Плюснин, 1990, иллюстрация с обложки книги) – отношения по поводу индивидуального существования (верх); воспроизводства (низ); упорядочивания иерархической структуры (слева); консолидации биосоциальной системы (справа).

 

Рис. 8. Под воздействием коммуникативного вещества сАМР одиночные амебы D. discoideum объединяются в многоклеточную массу (псевдоплазмодий), далее превращающуюся в грибовидное плодовое тело с ножкой и шляпкой (по Devreotes 1989; Mutzel, 1995 и др. работам). Примечание: на этапе превращения многоклеточный массы в «гриб» активно участвует не только сАМР, но и другойкоммуникативный агент — ДГМГ (1-(3,5-дихлоро-2,6-окси-4-метоксифенил)-1-гексанон). Левая половина псевдоплазмодия и плодового тела показаны в разрезе, видно их клеточное строение. ПКС – программируемая клеточная смерть, альтруистическая гибель ради социальной системы. ПКС  необходима для формирования ножки «гриба», которая сложена из мертвых клеток.

 

??Рис. 9. Характерные позы доминирования (слева) и подчинения у шимпанзе (по de Waal, 1996).

 

??Рис. 10. Коалиция из двух самцов шимпанзе, издающих угрожающие крики по адресу третьего самца (по de Waal, 1996).

 

Рис. 11. Невербальная коммуникация у человека. Характерные доминантные позы мужчины и женщины (по Пиз, 1992).

 

??Рис. 12. Часть родословной кронпринца Алексея Романова. Круги – женщины (зачерненные круги –носительницы мутантного гена), квадраты -- мужчины (зачерненные квадраты – больные гемофилией). По Starr, Taggart, 1992, упрощено.

 

Рис. 13. Схематическое изображение трех модулей мозга – рептилиального мозга, лимбической системы, неокортекса (новой коры). По MacLean, 1996, упрощено.

 

 

Рис. 14. Эффекты различных концентраций серотонина на рост культур Escherichia coli (кривая 1) и Rhodospirillum rubrum (кривая 2). Абциссы – логарифмы конентраций серотонина (в молях/л), добавленных при посеве в бактериальные культуры. Эффекты серотонина выражены как проценты прироста (стимуляция) или убыли (ингибирование роста) количества биомассы по сравнению с соответствующей культурой, выращенной без серотонина. Биомассу определяли нефелометрически в 2-часовой культуре  E. coli (рост на среде LB) и 22- часовой культуре R. rubrum (рост на среде Бозе при освещении).

 

Рис. 15. Действие серотонина на колонии кишечной палочки (Escherichia coli).  Слева на фото (а) – серотонин не добавлен; в центре (б) – добавлен 1 мкМ серотонина. Справа (в)  – добавлено 25 мкМ. Видно, что добавление серотонина (микромолярные концентрации) заставляет клетки агрегировать (формировать скопления) в значительно большей мере, чем без добавки серотонина. Однако если серотонина добавлено  слишком много (справа), то клетки вновь перестают формировать агрегаты. Культуру выращивали на среде LB в течение 17 час; серотонин добавляли в момент инокуляции. Увеличение 1500.

 

 

Рис. 16. Упрощенная схема некоторых этапов генноинженерной разработки. Кольцевая молекула ДНК вектора (плазмида, бактериофаг и др.) надрезается с помощью рестриктазы («молекулярных ножниц»). Получается линейная молекула, к обоим концам которой с помощью фермента ДНК-лигазы («молекулярного клея») присоединяют интересующий исследователя ген, так что непрерывность кольцевой молекулы вектора восстанавливается, но теперь в него встроен новый ген. Из моей книги (Егоров и др., 1987).

 

Рис. 17. Схема этапов генетического клонирования на примере овец (по Gurdon, Colman, 1999). Примечание: электрическое поле меняет свойства мембран клеток, позволяя им слиться друг с другом.

 

Рис. 18. Портрет клонированной овцы Долли (фото из работы C. Anderson, 2000, P.22).

 

Рис. 19. Био-эстетика: пятилучевая симметрия на примере морской звезды (по Audesirk, Audesirk, 1989). Но жизнь предполагает движение, нарушающее симметрию (например, из-за движений отдельных лучей).

 

Рис. 20. Триптих: сочетание зеркальной симметрии и ее нарушения (см. текст).

 

??Рис. 21. Гостиница в виде древесного пня (автор био-архитектурного проекта Крюков, Б.И.О.). Общий вид и внутреннее строение. По Vlavianos-Arvanitis, 1993.

 

Рис. 22. Бюрократическая команда, составленная из учеников 10-го класса средней школы. Урок «Экология большого города и нейрохимия его обитателей». Объяснения в тексте.

 

Рис. 23. Сетевая команда (хирама). Урок «Экология большого города и нейрохимия его обитателей». Ср. схему хирамы в разделе 4 (4.3.). Объяснения в тексте.