ПРИМЕЧАНИЯ
.ПРИМЕЧАНИЯ
1 Томас Герберт, граф Пемпрок (1606—1682) — друг Локка и один из первых читателей «Опыта...» еще в рукописи. — 78.
2 «Письмо к читателю» объединяет авторские предисловия прижизненных публикаций «Опыта...» и в настоящем его виде появилось в пятом издании. — 80.
3 Имеется в виду кружок близких друзей Локка, в котором велись философские и политические беседы. Разговор, побудивший Локка к работе над «Опытом...», состоялся в начале 1671 г. и имел темой выяснение возможностей установления исходных принципов нравственности, права и религии. В этот кружок кроме Локка входили Антони Эшли (будущий граф Шефтсбери), Томас Сиднэм (Сиденгем), Джеймс Тиррел, Давид Томас, Томас Фирмин, Натаниэль Ходжес (M. Cranston. John Locke. A Biography. London, 1959). — 82.
4 Речь идет об участниках философского кружка, перечисленных в предыдущем примечании. — 85.
5 Имеется в виду извлечение из «Опыта...», которое было опубликовано на французском языке в январе 1688 г. в журнале «Bibliothèque universelle et historique» («Всеобщая историческая библиотека»), издававшемся в Амстердаме швейцарским филологом, историком и теологом Жаном Леклерком (1657—1736). Извлечению было дано название «Extrait d’un livre anglais, qui n’a pas encore paru, intitulé «Essai Philosophique concernant l’Etendement» où l’on montre quelle est l’étendure de nos connaissances certaines, et la manière dont nous y parvenons» (Выдержки из английской книги, которая еще не вышла в свет, озаглавленной «Философский опыт о разуме», где показывается, каков объем наших достоверных знаний и способ, каким мы к ним пришли). — 86.
6 Имеется и виду гл. ХХVII кн. II. — 86.
7 Далее в первых двух изданиях «Опыта...» следовало рассуждение о том, что Лоул (Lawde), автор книги «Discourse concerning the nature of Man» («Рассуждение о природе человека»), не понял мысли Локка по вопросу о соотношении добродетели и порока, изложенные в § 11 гл. XXVIII кн. II. В более поздних изданиях здесь это рассуждение опущено. Локк излагает свои возражения против Лоуда еще раз в предисловии к четвертому изданию «Опыта...». — 87.
8 Далее Локк использует схоластический оборот «быть в душе (уме) объективно» (esse obiective in anima). — 88.
9 Речь идет о гл. XXXIII кн. II и гл. XIX кн. I. — 90.