ПРИМЕЧАНИЯ

.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Это принципиальное положение Локк вслед за П. Гассенди начал развивать уже в «Наброске А» («An Early Draft...», § 43, р. 67 и сл.). — 154.

2 Имеется в виду точка зрения Декарта и ортодоксальных картезианцев. — 158.

3 Пс. 120, 4. — 158.

4 Кастор и Поллукс — мифические античные герои-близнецы по прозвищу Диоскуры. — 160.

5 Геркулес (древнегреч. Геракл) — герой древнеримской мифологии. — 161.

6 Названия § 15—17, видимо по ошибке, были сдвинуты: название § 15 соответствует преимущественно содержанию § 16. — 162.

7 Это замечание (как и § 10 гл. X кн. II) направлено против учения Декарта о том, что все животные подобны автоматам. — 166.

8 Представители тайного масонского общества, названного по имени его мифического основателя Розенкрейца (конец XIV в.), согласно распространенной о них молве, могли использовать сверхъестественные силы. — 166.

9 О делении идей на простые и сложные до Локка писал Гассенди в «Syntagma Philosophicum» («Система философии», 1658), ч. I. По сути дела здесь и далее (напр., в гл. XII кн. II «Опыта...») у Локка речь идет не только о собственно сложных, но вообще о производных идеях, так как идеи, образованные посредством сопоставления и сравнения имевшихся до этого идей, не обязательно оказываются по своей структуре сложными в буквальном смысле слова, хотя по определению они производны. Локк, не сразу придя к зрелой точке зрении, изложил ее только в четвертом издании «Опыта...» (кн. II, гл. XII, § 1): здесь идеи отношений поставлены в один ряд с собственно сложными идеями как особый вид производных идей. Однако Локк не привел в полное соответствие с данной точкой зрения свою прежнюю терминологию, которая имела место в первом издании «Опыта...», где образование идей отношений квалифицировалось всего лишь как один из случаев «сложения» идей. — 169.

10 См. кн. II, гл. XIII, § 21—23. — 174.

11 Локк, по-видимому, имеет в виду опыты, проведенные во флорентийской Академии опытом. Отчет о них вошел в собрание трудов Академии «Saggi di naturali esperienze fatte neil’ Accademia del Cimento» («Очерки о физических экспериментах, произведенных в Академии опытов», 1667). — 175.

12 Как и несколько выше, Локк подвергает критике точку зрения картезианцев, не допускавших существования пустою пространства. — 176.

13 См. кн. III, гл. IV, § 11. — 176.

14 См. кн. III, гл. II. — 177.

15 См. кн. II, гл. ХIII—ХV. — 177.

16 Здесь термин «мышление» (thinking) употребляется в довольно широком смысле. В гл. XIX и XXIII кн. II оно понимается еще шире: как совокупность всех познавательных процессов и даже эмоций. — 177.

17 См. кн. II. гл. X—XI и кн. IV, гл. XVII, § 14—16. — 177.

18 Понимание Локком природы теплоты как колебательного движения очень мелких телесных частиц весьма близко воззрениям Р. Бойля, Р. Декарта и Ф. Бэкона. Эта концепция противостояла долго господствовавшей теории о существовании особого теплового вещества — калорика, или теплорода. — 180.

19 Пс. 15, 11. — 180.

20 Имеется в виду английский алфавит. — 181.

21 В основе рассуждений, следующих ниже, использование схоластического понятия, восходящего к Аристотелеву термину στέρησις (лишенность), обозначающему отсутствие качества (или качеств) в предмете согласно самой природе данного предмета. — 181.

22 Под жизненными духами (бытует также перевод «животные духи») Локк понимал тончайший вид вещества, якобы движущегося внутри нервов, посредством которого внешние телесные воздействия порождают в душе идеи. — 183.

23 В трех первых изданиях «Опыта...» ниже следовало возражение по существу против принципа дальнодействия. В четвертом издании оно было опушено, по-видимому, потому, что Ньютон в своей теории всемирного тяготения допустил возможность дальнодействия (хотя и оставил этот вопрос непроясненным). — 185.

24 Порфир — здесь горная порода вулканического происхождения. — 188.

25 Эта проблема, изложенная в письме к Локку от 2 марта 1693 г. ирландским математиком Уильямом Молинё (Molyneux, 1656—1698), неоднократно обсуждалась в философской литературе XVII—XVIII вв. Принципиально отличное от Молинё и Локка решение этой проблемы дал Г. В. Лейбниц (см. «Новые опыты о человеческом разумении», кн. II, гл. 9, § 8. — Г. В. Лейбниц. Соч. в 4-х томах, т. 2. М., 1982). Э. Б. де Кондильяк в «Опыте о происхождении человеческих знании» (ч. I, разд. 6) и в «Трактате об ощущениях» (ч. III, гл. IV—VI) уточняет формулировку проблемы и предлагает условия постановки контрольного опыта. Интересна позиция Д. Дидро, который в «Письме о слепых в назидание зрячим» (1749) подошел к данной проблеме наиболее конкретно и обстоятельно. Заметим, что переписка с Молинё вообще сыграла немалую роль в усовершенствовании текста локковского «Опыта...». По совету ученого для второго издания своей работы Локк написал новую главу — «О тождестве и различии» и переделал главу «О силах [и способностях]». В нескольких письмах к Молинё Локк описал эмпирический метод врача Сиднэма. — 195.

26 Жидкость, употреблявшаяся как средство против нефрита, т. е. воспаления ночек; Локк имеет в виду явление изменения видимой окраски этой жидкости при рассматривании ее под разными углами зрения. — 206.

27 Старые английские меры длины: пёрч = 5,5 ярда = около 5 м; ферлонг = 1/8 английской мили = 231,5 м. — 207.

28 Бедлам, от Bethlehem, первоначально сокращенное название дома для умалишенных — больницы им. Марии Вифлеемской. Впоследствии стало нарицательным именем дома для психически больных. — 210.

29 См., напр., кн. II, гл. XIII и сл.; гл. XXXII, § 6—8; кн. III, гл. III. — 211.

30 См. кн. II, гл. XXV и сл. — 215.

31 Гросс = 12 дюжин, мера счета мелких галантерейных, канцелярских и других товаров. — 216.

32 «До бесконечности» (лат.). — 217.

33 Имеется в виду университетская библиотека в Оксфорде, названная по имени ее основателя — английского государственного деятеля и ученого Томаса Бодлея (1544—1612). — 219.

34 «Части вне частей» (лат.). — 222.

35 Нумерация этого параграфа и последующих до конца главы исправлена нами. В оригинале ошибка: номер § 21 повторен дважды. — 226.

36 «Зияющая расщелина» (древнегреч.). — 227.

37 Возможно, здесь Локк намекает на Гоббса. — 228.

38 3 Цар. 8, 27 и 2 Пар. 2, 6; 6, 18. Деян. 17, 28. — 229.

39 Локк приводит слова из «Исповеди» («Confessiones») Августина Аврелия (354—430). См. «Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского», ч. 1. Киев, 1880, с. 333. — 231.

40 Согласно П. Косту. имеется в виду сочинение англиканского теолога Томаса Бернета (Burnet, 1635—1715) «Telluris teoria sacra» («Священная теория земли»), вышедшее в свет в Лондоне на латинском языке в 1684 г. и переизданное на английском языке в 1683 г. — 240.

41 «К крайнему пределу» (лат.). — 243.

42 Енох, согласно библейскому мифу, был одним из ближайших потомков Адама. Мафусаил — сын Еноха — прожил якобы на 604 года больше отца. — 245.

43 Согласно библейской легенде о сотворении мира, свет был создан в первый день и только на четвертый было создано Солнце. — 245.

44 Ср. кн. II, гл. XIII, § 27. — 247.

45 3 Пар. 8, 27 и 2 Пар. 2, 6; 6, 18. — 248.

46 «Продолжаться» (длиться) и «быть длительным» (лат.). — 249.

47 Эподы 16, 65: «Железом укрепил века» (лат.). — 249.

48 См. Быт. 1, 14. — 251.

49 Ср. кн. II, гл. XIV, § 24. — 251.

50 Парк в квартале старого Лондона, где находились судебные учреждения. — 252.

51 Сочетание библейских выражений (см. Иов. 8, 9 и Притч. 27, 1). — 255.

52 Здесь биллион — миллион миллионов (1012), триллион — миллион миллионов миллионов (1018) и т. д. до нонилъона (1054). — 258.

53 «Большой круг» (лат.); здесь «экваториальный круг». — 261.

54 См. кн. IV, гл. X. § 3 и 8. — 263.

55 Таким образом. Локк проводит ясное различение между потенциальной и актуальной бесконечностями. — 264.

56 Со «стороны до» и со «стороны после» (лат.). — 266.

57 «Неподвижная точка [времени]» (лат.). — 270.

58 Здесь «определенная величина» (лат.). — 270.

59 См. § 15 данной главы. — 272.

60 Как крестьянин все ждет, чтоб река протекла, а она-то

       Все струями бежит да бежит до скончания века.

(Гораций. Послания 1, 2, 42—43). — 272.

61 Бушель — английская мера объема сыпучих и жидких тел, составляет более 36 л. — 273.

62 См. кн. III, гл. V—VI. — 277.

63 «Мечтательность» (фр.). — 278.

64 См., напр., кн. IV, гл. I. — 279.

65 Далее в четырех прижизненных изданиях «Опыта...» шел следующий текст: «Если мы приписываем человеку свободу в том смысле, что делаем функцию хотения зависимой от его воли, то мы должны принять тогда еще одну, предшествующую, волю, которая определяла бы акты первой воли, затем третью волю, которая определяла бы вторую, и так далее без конца; и если одной из них не будет, то действия последней воли не смогут быть свободными. Кроме того, насколько я могу себе представить высшее существо, никакое из них не располагало бы такого рода свободой воли, чтобы оно могло захотеть хотения, т. е. захотеть предпочтения бытия или же небытия чего-либо, что содержится в границах своей возможности, когда как таковое уже взято им во внимание». Ср. § 25 этой главы. — 297.

66 Рассуждение в духе так называемой гуморальной патологии Гиппократа. — 301.

67 В «Письме к читателю» Локк указывает, что данное мнение об определении воли в наших добровольных действиях сложилось у него лишь начиная со второго издания «Опыта...». — 301.

68 Притч. 13, 12. — 302.

69 Быт. 30, 1. — 302.

70 1 Кор. 7, 9. — 303.

71 См. прим. 67 к с. 301. — 303.

72 См. Матф. 5, 6. — 304.

73 «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» (Овидий. Метаморфозы VII 20—21). — 304.

74 В прижизненных изданиях «Опыта...» в оглавлении в данном параграфе был выделен также § 38б под названием «Но большим беспокойством никогда не пренебрегают». В тексте, однако, такое разделение параграфа на два проведено не было. — 308.

75 1 Кор. 2, 9. — 309.

76 Пс. 15, 11. — 309.

77 Следующий далее до конца параграфа текст отсутствовал и в первом издании «Опыта...», и во французском его переводе 1700 г. — 314.

78 «Высшее благо» (лат.). — 319.

79 Ис. 22, 13 и 1 Кор. 15, 32. — 320.

80 Под трагедией Локк имеет в виду преследования и гонения гугенотов во Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 г. «Нужда принуждает к постыдным делам» (лат.). Далее приводятся слова из Библии (Матф. 6, 13 и Лук. 11, 4). — 322.

81 Рим. 2, 6—8. — 323.

82 На этом кончается текст, несколько отличающийся (начиная с § 28) от текста первого издания «Опыта...». — 324.

83 В XVII в. в Западной Европе курение табака, распространявшееся как модное поветрие, почиталось некоторыми медиками полезной привычкой, способствующей умственной деятельности. — 330.

84 В Древней Греции остракизм означал изгнание из отечества (без ущерба состоянию) в результате тайного голосования в народном собрании. В Древнем Риме проскрипция — публичное объявление вне закона с конфискацией имущества, осуществляемой в пользу правящего лица или доносчика. — 341.

85 См. кн. III, гл. V. — 341.

86 «Способ действия» (лат.). — 344.

87 См. кн. II, гл. XIII, § 19. — 346.

88 Царская водка (aqua regia, лат.) — смесь насыщенных растворов соляной и азотной кислот в пропорции 3 : 1. — 351.

89 Здесь оканчивался § 15 в первом издании «Опыта...». — 356.

90 Это мнение Локка не окончательное. В кн. IV, гл. III, § 6 он выдвигает материалистический тезис о том, что возможно допустить наличие у материи способности к мышлению. Этот же тезис Локк подтвердил во втором ответе епископу Вустерскому (Ворчестерскому) Э. Стиллингфлиту, ссылаясь на то, что всемогущество божие вполне могло придать такую способность материи. — 356.

91 «Не в [определенном] месте», но «в [некотором] где-то» (non in loco sed in aliquo ubi, лат.). Схоластики признавали три разных способа нахождения. Первый — «описательный», позволяющий точно определить положение некоторого тела относительно точек пространства (мыслившегося как абсолютное). Второй — «определительный», при котором можно лишь указать, в каком некотором объеме пространства находится данное нечто без указания точного его там месторасположения (так определили положение души в теле). Третий способ — «заполнительный», его приписывали богу, якобы вездесущему, находящемуся во вселенной всюду (ср. Г. В. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разумении, кн. II, гл. 23, § 21). — 358.

92 Концепция мирового эфира была, по-видимому, знакома Локку как из специального исследования Якова Бернулли (1654—1705) «De gravitate etheris» («О тяготении эфира», 1680), так и из сочинений Ньютона, который в работе 1675 г. допускал возможность существования эфира как всеобщей очень тонкой и чрезвычайно упругой среды (в последующих работах, однако, он занял в отношении этой гипотезы отрицательную, а затем сдержанную позицию, оставив вопрос без окончательного ответа). — 359.

93 «Тонкая материя» (лат.). — 359.

94 Микроскопов с силой увеличения более чем в 100 000 раз во времена Локка не существовало. Возможно, он имеет в виду увеличение не линейное, а по площади или, скорее, объему. — 361.

95 См. кн. II, гл. XVII, § 8 и сл. — 366.

96 Когда Локк пишет, что отношение может существовать только между двумя вещами, он имеет в виду лишь те отношения, которые могут быть выражены самое большее парой соотносительных терминов, или имен, как об этом говорится в § 1 и 2 гл. XXV данной книги. — 373.

97 Парк в Лондоне в районе Вестминстера. Во времена Локка я нем находился зверинец. О казуарах см. кн. III, гл. VI, § 34. — 374.

98 Мнение Локка о причинности, излагаемое в данной главе, не является окончательным: поскольку причинность есть отношение, трактовка идеи «причинность» претерпела все те изменения, что и трактовка идеи «отношение» (см. прим. 9 к с. 169). — 375.

99 См. кн. II, гл. ХIII—XV. — 377.

100 Имеется в виду Елизавета I Тюдор (1533—1603), королева Англии с 1558 г. — 377.

101 Вильгельм Завоеватель (ок. 1027—1087) — герцог Нормандии (с 1035 г.), с 1066 г. король Англии, которую завоевал во главе нормандско-французской дружины. — 377.

102 Площадь в западной части Лондона, от которой измеряли расстояния повозочного пассажирского сообщения. — 378.

103 Эта глава была добавлена Локком во втором издании «Опыта...» в соответствии с пожеланиями его друга У. Молинё (см. прим. 25 к с. 195). — 380.

104 «Принцип индивидуализации» (лат.). — 381.

105 Чезаре Борджиа (ок. 1475—1507) — сын римского папы Александра VI Борджиа, правитель Сев. Италии. Сиф, Измаил, Пилат — библейские персонажи. Среди них Пилат — историческая личность. — 394.

106 Гелиогибал Варий Авит (ок. 204—222). римский император с 218 г., объявил себя богом-солнцем, отличался крайне разнузданным нравом. — 384.

107 Следующий далее рассказ из книги английского дипломата У. Темпла Локк приводит только в четвертом издании «Опыта...». — 385.

108 «Откуда ты прибыл?»... — «Из Мариннапа»... — «Чей ты?»... — «Одного португальца»... — «Что ты там делаешь?»... — «Стерегу кур»... — «Правда, стережешь?»... — «Да, так, и я умею это делать хорошо» (фр.). — 386.

109 См. прим. 107 к с. 385. — 386.

110 Вопрос о том, способны ли животные мыслить, активно обсуждался в XVII и ХVIII вв. Об этой проблеме писали, например, П. Бейль в статье «Рорарий» «Исторического и критического словаря» (1695—1697), Лейбниц в «Новых опытах...», кн. II, гл. 27, Дж. Пристли в «Исследовании о материи и духе» (1777), гл. 18. — 390.

111 Нестор и Терсит — персонажи «Илиады» Гомера, диаметрально противоположные по уму и характеру. — 392.

112 2 Кор. 5, 10 и 1 Кор. 14, 25. — 400.

113 Персонаж из рассказа Джефри Чосера (Chaucer, 1340—1400) «Мелибей и Пруденция» (из серии знаменитых «Кентерберийскпх рассказов» этого автора), добродушный увалень. — 401.

114 В средние века высший управитель королевского дворца, замка или крепости. — 404.

115 См. кн. II, гл. XXII. — 404.

116 См. прим. 7 к с. 87. — 407.

117 Они сами суть награда славы (лат.). См. Вергилий. Энеида I 461. В природе нет ничего более высокого, чем добродетель, чем то, что похвально, чем достоинство, чем лесть (лат.). См. Цицерон. Тускуланские беседы II 20, 46. — 408.

118 См. § 6 этой же главы. — 408.

119 В XVII—ХVIII вв. в западноевропейской философии совокупность действии разных лиц, социальные явления и процессы обозначались термином «моральные отношения» (moral relations). Поэтому выражение «moral science» («моральная наука») означало «обществоведение» в современном смысле. — 412.

120 См. § 4 этой же главы. — 415.

121 «Целого и частей» (лат.). — 423.

122 Эти рассуждения Локка приобретают значение в контексте тех дискуссии о природе «бесконечно малых» величин, которые развернулись в то время в связи с открытием Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Эти споры не проходили мимо философов. Позднее в дискуссию о характере исходных понятий анализа включился и Дж. Беркли («Аналитик», 1734), стремясь поколебать доверие к новому исчислению с эпистемологической точки зрения. — 424.

123 В тексте неточность. В древнегреческой мифологии кентавры изображались как существа с лошадиным туловищем и ногами и верхней частью торса, руками и головой человека. — 428.

124 В данном случае Локк использует схоластическую терминологию: идеи адекватны, говорит он, в том смысле, что все они имеют некоторую соответствующую себе причину. В то же время он допускает, что идеи вторичных качеств могут быть не похожи на вызывающие их причины (не подобны им). — 428.

125 См. кн. II, гл. ХХIII. — 432.

126 Схоластический термин, использовавшийся средневековыми перипатетиками. — 434.

127 См. кн. III, гл. III. — 440.

128 См. кн. IV, гл. V. Это определение истины восходит к Аристотелю (см. «Метафизика», кн. IV, гл. 5; кн. IX, гл. 10, 105 b 5; «Об истолковании», гл. 1, 16 а 10). — 447.

129 Данная глава появилась в четвертом издании «Опыта...». Сам термин «association of ideas» введен в обращение Локком. Д. Юм и Д. Гартли заимствовали принцип ассоциирования идей у Локка, но превратили его в универсальный способ объяснения мыслительных процессов. — 450.

130 Локк воспроизводит здесь мысль Декарта об условных рефлексах, давая таким образом материалистическое объяснение ассоциативным процессам. — 452.