ПРИМЕЧАНИЯ

.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По-видимому, речь идет о «Математических началах натуральной философии» (1-е изд., 1687). — 8.

2 Это требование Локка перекликается с четвертым правилом из «Рассуждения о методе» Р. Декарта (см.: Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 272). — 12.

3 Из ранее познанного и ранее принятого (лат.). — 12.

4 В первом издании «Опыта...» вместо этого предложения было напечатано: «Не только математика, или идеи числа, протяженности и формы, доступны для средств [логического] выведения, точно так же как не только эти идеи и их модусы усматриваются интуитивно». — 12.

5 Об интуитивности чувственного познания писали в Англии еще Иоанн Дунс Скот и Уильям Оккам, которые подчеркивали высокую степень его достоверности. В этом Локк следует своим предшественникам. — 14.

6 В первых трех изданиях «Опыта...» вместо двух последних фраз этого параграфа было напечатано: «Однако темные и спутанные идеи никогда не ведут к ясному и отчетливому знанию, ибо, поскольку идея таковы, ум никогда не сумеет ясно усмотреть, согласны или нет они друг с другом. Английский комментатор «Опыта...» А. К. Фрэзер (Fraser) указывает, что на это место ссылались те, кто обвинял Локка в отрицании таинств веры. — 16.

7 См. прим. 90 к кн. II. — 18.

8 Следующий далее текст этого параграфа был добавлен в четвертом издании «Опыта...». — 19.

9 См. прим. 26 к кн. II. — 24.

10 Следующий далее текст этого параграфа в первом издании «Опыта...» отсутствовал. — 25.

11 Философы огня (лат.). — 26.

12 См. кн. II, гл. X, § 9 и гл. XXIII, § 13. — 26.

13 Все эти вопросы подробно освещаются в кн. IV, гл. IX—XI. — 30.

14 Термин заимствован из астрологии, где каждое из 12 созвездий зодиака называется домом («дом Тельца», «дом Рака» и т. п.). — 33.

15 Крепкой водкой называли азотную кислоту. См. также прим. 88 к кн. II. — 34.

16 Следуя сложившейся в Англии традиции, Локк называет философским всякое рациональное познание вообще (ср. Гоббс Т. Избр. произв. В двух томах, т. 1. М., 1964. Основы философии, ч. I, разд. 1. Исчисление, или логика, гл. I, § 2). — 37.

17 См. кн. III, гл. IX. — 39.

18 См. там же, гл. III, § II. — 42.

19 В своем трактате «De officiis» Марк Туллий Цицерон рисовал образ идеального гражданина. При этом нравственный долг и практическая польза рассматривались им как два источника человеческих поступков. — 43.

20 См. кн. III, гл. V. — 46.

* Примечания к данной книге составлены И. С. Нарским и А. Л. Субботиным. Переводы, кроме оговоренных, сделаны И. С. Нарским.

21 См. кн. IV, гл. II, § 14; гл. III, § 21, гл. IX и XI. — 51.

22 Желаемое (лат.). — 51.

23 О метафизической истине см. кн. II, гл. XXXII. Нравственная истина, или правдивость, есть, согласно Локку, категория этико-психологическая. — 56.

24 Данное различение Локком двух видов достоверности не вполне ясно. На это указывал, в частности, Лейбниц в «Новых опытах о человеческом разумении» (книга четвертая, гл. VI, § 3). — 57.

25 Следующий далее текст параграфа в первом издании «Опыта...» отсутствовал. — 59.

26 См. кн. IV, гл. III, § 15 и 16. — 63.

27 Следующий далее текст этого параграфа в первом издании «Опыта...» отсутствовал. — 70.

28 См. прим. 3 к с. 12. — 73.

29 В данном рассуждении речь идет о получении не общего понятия «треугольник», а общего представления о треугольнике. Терминологическую неточность, допускаемую здесь Локком, использовал Д. Беркли в своей критике абстрактных понятий (см.: Беркли Д. Соч. М., 1978, Опыт новой теории зрения, § 125; Трактат о принципах человеческого знания, Введение, § 13). — 74.

30 В первом издании «Опыта...» этот параграф был более кратким. — 76.

31 Лейбнице «Новых опытах...» (кн. четвертая, гл. VII, § 11) замечает, что одной из таких наук является геометрия, излагавшаяся аксиоматически уже Евклидом и Архимедом. — 76.

32 См. прим. 1 к с. 8. — 77.

33 Здесь кончался текст этого параграфа в первом издании «Опыта...». — 83.

34 Следующий далее текст этого параграфа был добавлен в четвертом издании «Опыта...». Примечательно, что ниже Локк критикует формально-логический закон тождества уже не за полную якобы его бессодержательность, но лишь за малую, хотя по-своему и полезную, содержательность (имеющую место при условии некоторой иной интерпретации этого закона). — 88.

35 Локк имеет в виду, что род (ниже — «металл») представляет собой только часть полного определения целого, т. е. определяемого предмета (ниже — вида «свинец»). В данном случае полное определение гласило бы, по Локку: «Свинец есть металл очень тяжелый, плавкий и ковкий». — 90.

36 Телесность, чувствительность, способность к движению, разумность, способность смеяться (лат.). — 92.

37 Роды... виды (лат.). — 95.

38 В первом издании «Опыта...» этот параграф был более кратким. — 99.

39 Локк воспроизводит вариант космологического доказательства бытия бога, данного известным логиком Пор-Рояля Пьером Николем (1625—1695) во втором томе его «Essais de morale» («Опыт о морали», 1872). — 99.

40 «О законах» (лат.). — 99.

41 Имеются в виду онтологическое доказательство бытия бога, изложенное в «Proslogion» («Прибавление [к рассуждению]», 1078) Ансельма Кентерберийского (1033—1109), и модификация этого доказательства в «Метафизических размышлениях» (1641) Декарта. — 100.

42 См.: Рим. 1, 20. — 100.

43 Из ничего не творится ничто... (лат.). Лукреций, О природе вещей I 150. Пер. Ф. А. Петровского. — 105.

44 В природе вещей (или в природе всего сущего) (лат.). Рассуждение Локка основано на мнении, что идеи, являющиеся причиной нашего незнания, сами по себе в принципе для нас также неизвестны. — 113.

45 См. кн. II, гл. XXIII, § 5, 15, 19—22, 28; кн. IV, гл. III, § 27. — 116.

46 Вечные истины (лат.). — 117.

47 См. прим. 3 к с. 12. — 118.

48 См. кн. IV, гл. VII. — 118.

49 Полемон — схоларх (руководитель) платоновской Академии в 315—270 (269) гг. до н. э. Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы. — 121.

50 Аристипп (ок. 435—360 [?] гг. до н. э.) — ученик Сократа, основатель философской школы киренаиков. Антисфен (ок. 435—ок. 370 гг. до н. э.) — основатель философской школы киников. — 121.

51 Архелай (V в. до н. э.) — ионийский философ, был учеником Анаксагора и учителем Сократа. Данное утверждение приводит Диоген Лаэртский в своем труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (М., 1979) II 4, 16. — 121.

52 См. кн. IV, гл. III, § 18 и 19. — 122.

53 См. кн. II, гл. XXIII и кн. III, гл. VI. — 123.

54 См. кн. IV, гл. XVII, § 19 и сл.; гл. XX, § 17. — 136.

55 Тиберий Клавдий Нерон (42 г. до н. э.—37 г. н. э.) — римский император (14—37 гг. н. э.). — 142.

56 См. кн. IV, гл. XVI, § 5. — 145.

57 В «A Discourse of Miracles» («Рассуждение о чудесах», 1701), написанном в ответ на «An Essay of Miracles» («Опыт о чудесах») одного из идеологов англиканской церкви — У. Флитвуда (1656—1733), Локк, развивая эту свою мысль, пишет, что люди «ни в коей мере не обладают способностью определять точно, что превосходит силу любого сотворенного существа, а что нет, или какие действия могут быть совершены только божественной силой» (Локк Д. Рассуждение о чудесах. — Философские науки, 1983, № 4, с. 125). — 147.

58 См. кн. IV, гл. XVIII. — 148.

59 В первых трех изданиях «Опыта...» этот параграф был более кратким. — 149.

60 Среди 64 возможных сочетаний в силлогизме трех высказываний правильных разновидностей, или модусов, имеется 19; Локк же упоминает только 14. Это, видимо, связано с тем, что Аристотель принимал не четыре, а только три фигуры силлогизма и соответственно число правильных, модусов на пять меньше. — 151.

61 Животное... средний термин... человек и живое [существо] (лат.). — 155.

62 Правдоподобным, т. е. топическим, аргументом у Аристотеля называется доказательство, исходящее из посылки, основанной на вероятности, а не на достоверности (см.: Аристотель, Топика, кн. I, гл. 4, 11 и др.). Локк считает топические аргументы малонадежными. — 159.

63 В прямоугольных треугольниках квадрат на стороне, стягивающей . прямой угол, равен вместе взятым квадратам на сторонах, заключающие прямой угол (Евклид. Начала). — 159.

64 Ричард Гукер (Hooker R., 1554 [?] — 1600) — английский богослов. Имеется в виду его книга «The Laws of ecclesiastical Policy» («Законы церковной политики»). — 160.

65 Не там, где следует идти, а там, где идется (лат.). Гораций. Послания I 19. Это буквальный перевод строки, приводимой Локком. В пер. Ф. А. Петровского вся фраза дана так: «Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь». — 160.'

66 Следующий далее текст параграфа добавлен в четвертом издании «Опыта...». — 161.

67 Всякий человек есть животное,

    Всякое животное есть живое [существо].

    Следовательно, всякий человек есть живое [существо].

    Всякое тело есть протяженность и плотность,

    Ни одна протяженность и плотность не есть чистое протяжение.

    Следовательно, тело не есть чистое протяжение (лат.). — 162.

68 К скромности (лат.). — 166.

69 Довод к скромности (лат.). — 166.

70 К незнанию (лат.). См. также прим. 2 к с. 441. — 166.

71 К человеку (лат.). Локк имеет в виду ситуацию, когда противнику неприятно признать, что он отрицает то, что вытекает из его же посылок (см. также прим. 90 к с. 435). — 166.

72 К суждению (лат.). — 167.

73 1 Кор. 2, 9. — 170.

74 В первых трех изданиях «Опыта...» вместо слов мертвые воскреснут стояло выражение «мертвые человеческие тела воскреснут», которое подверглось критике со стороны Стиллингфлита, епископа Вустерского (Ворчестерского), как несогласное с библейской формулой. Локк предпочел уступить и отказаться от выражения, навеянного социнианскими представлениями. (Польский социнианин Павел Гжегож (1525—1591), например, в трактате «О prawdziwej smierci...» («Об истинной смерти», 1568) утверждал, что в день «страшного суда» воскреснут и человеческие тела, ибо они будут необходимы для воскресших душ как материальные субстраты последних.) Сам Локк относил положения о бессмертии души и о «страшном суде» к числу догм, находящихся за пределами философского исследования. — 174.

75 Изречение одного из «отцов церкви» — Тертуллиана (Tertullianus. De carne Christi (О страстях господних V). — 177.

76 Эта глава была включена в текст в четвертом издании «Опыта...» по совету У. Молинё. Под энтузиазмом в Англии XVII в. понимались религиозный экстаз, фанатическое самоисступление верующих, слепая вера в боговдохновенность и непогрешимость вожака своей секты. По .мнению Фрэзера, Локк в 19-й главе имел в виду прежде всего секту квакеров. В данной главе Локк использовал рассуждения из пятого фрагмента своей рукописи «Essays on the Law of Nature» («Опыты о законе природы», 1663—1664). Заметим, что в немецких изданиях «Опыта...», а также сочинений Д. Юма (где также встречается этот термин) enthusiasm переводится как Schwärmereit, т. е. «фантазерство», «фанатизм». — 177.

77 Ложный огонь (лат.). — 182.

78 См.: Деян. 8, 1, 3; 9. Апостол Павел до принятия учения Христа носил имя Савл и был известен как ревностный иудей — гонитель христиан. — 184.

79 Речь идет о Люцифере; см.: Ис. 14, 12. — 184.

80 Исх. 3 и 4, 1—4. — 186.

81 Суд. 6, 14—21, 36—40. — 186.

82 Это рассуждение направлено против католической церкви, отлучавшей тех, кто не признавал главенства римского папы над всеми христианами. — 188.

83 Локк повторил здесь образное сравнение Гоббса (ср.: Гоббс Т. Избр. произв., т. 1, с. 409; т. 2, с. 380). — 189.

84 Здесь во времена Локка происходили судебные заседания. — 189.

85 См.: Матф. 15, 14; Лук. 6, 39. — 191.

86 Свет и истина (древнеевр.). Это изречение на нагрудной бляхе израильского первосвященника символизировало его внутренний контакт с Иеговой. — 192.

87 Согласно христианской догме о пресуществлении, просфора и церковное вино в момент причастия превращаются по своей сущности в тело и кровь Христовы. — 193.

88 Кайтесь (древнегреч.). — 194.

89 Цезарь. О гражданской войне II 27; его же. О галльской войне III 18; см. также: Бэкон Ф. Новый органон I 49. — 195.

90 Эразм Роттердамский. Adagia II, VII 61. — 195.

91 Ричард III (1452—1485) — английский король из династии Йорков. — 197.

92 Роджер Бэкон (ок. 1214—1292) — один из крупнейших естествоиспытателей и философов позднего средневековья. — 197.

93 Эта Локкова классификация наук восходит через Гассенди к Эпикуру, стоикам и Ксенократу. — 201.

94 Здесь: в целокупности (лат.). — 201.