Ф. ШЛЕГЕЛЬ

.

Ф. ШЛЕГЕЛЬ

Подлинно целесообразным введением (в философию — Ред.) могла бы быть только критика всех предшествующих философий, устанавливающая одновременно и отношение собственной фило­софии к другим, уже существующим...

Совершенно невозможно полностью абстрагироваться от всех предшествующих систем и идей и отвергнуть их все, как это попытался сделать Декарт. К подобному же совершенно новому творению из собственного духа, полному забвению всего, что мыслилось прежде, стремился и Фихте, и это также не уда­лось ему.

Однако совершенно и не нужно стремиться к этому, ибо однаж­ды продуманная верная мысль всегда может быть признана в качестве таковой и не только может, но и должна быть воспри­нята последующими поколениями.

Трудности, возникающие при попытке такого введения, очень велики и многообразны.

Ибо если философ хочет распространить свой взгляд на пред­шествующие философские учения и дать интересные характерис­тики других систем, то помимо его собственной философии у него должен быть неистраченный запас гения, избыток духа, выходя­щего за пределы собственной системы,— все то, что встречается крайне редко. Поэтому-то подобные вводные обзоры предшест­вующих философий недостаточны и неудовлетворительны. Они придерживаются лишь ближайшего — либо стремятся абстраги­роваться от всего предшествующего, причем вследствие невоз­можности подобной абстракции, как о том уже говорилось, не­избежно всплывают реминисценции или опровержения других систем, либо пытаются опровергнуть или уничтожить непосредственно предшествующую систему, очистить и подвергнуть ее критике, примыкая к ней полностью или частично. Этот метод со­вершенно недостаточен и неудовлетворителен, ибо одна философ­ская система опирается на другую, для понимания одной неизмен­но требуется знание другой, предшествующей ей, и все филосо­фии образуют одну связную цепь, знание одного звена которой неизменно требует знания другого...

Все, что мы знаем о философии или что выдается за таковую, можно разделить на пять основных видов: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм.

Эмпиризм знает только опыт чувственных впечатлений и от­сюда все выводит из опыта.

Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей.

Скептицизм отрицает всякое знание, всякую философию. Пантеизм 30 объявляет все вещи одним и тем же, бесконеч­ным единством без всякого различия. У него только одно позна­ние — высшего тождества а = а, то есть негативное познание бесконечного.

Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникнове­ние материи из духа или же подчиняет ему материю.

Из характеристики первых четырех видов следует, что послед­ний вид — единственный, который находится на верном пути, то есть является подлинно философским. Поэтому изучение первых должно необходимо предшествовать исследованию последнего.

Все эти виды — эмпиризм, материализм, скептицизм и чистый пантеизм — тесно связаны между собой и переходят друг в друга; их нельзя назвать философией в собственном смысле, ибо они за­ключают в себе большое несовершенство.

 Шлегель Ф. Развитие философии в

 две­надцати книгах // Эстетика.

 Филосо­фия. Критика.

 М., 1983. Т. 2. С. 103— 105